Перейти к содержимому

Исцеляющий младенец Иисус в базилике Санта Мария ин Аракоэли

03.02.2011

Я давно собиралась посетить эту церковь. Она будоражила мое воображение еще с самой первой экскурсии по Риму. Ее суровый фасад совершенно не вписывается ни в античные руины Императорских форумов, ни тем более в нарядный ансамбль Капитолийских дворцов, среди которых стоит эта церковь. Теперь, когда я чаще приезжаю в Рим из Абруццо, нежели из России, я не перестаю удивляться тому, как эта величественный романский храм мог сохраниться в Риме. Подобная церковь совершенно естественно смотрелась бы в горной деревушке или средневековом городе на склоне холма. Очень похожую церковь, тоже посвященную Деве Марии, я видела среди вековых олив в местечке Москуфо (Абруццо).

Вид на базилику Санта Мария ин Аракоэли с капитолийской лестницы

Базилика Санта Мария ин Аракоэли находится на Капитолийском холме рядом с дворцами Капитолия. Ее центральный фасад смотрит на площадь Aracoeli. И это один из самых красивых видов в Риме. С площади на Капитолийский холм можно подняться по двум лестницам. Справа 124 крутые ступени из мрамора ведут к базилике, а слева пологая лестница, созданная по проекту Микеланджело, приведет нас к Капитолийским дворцам. Говорят, что если преодолеть эти 124 ступени на коленях, все грехи будут отпущены. В различных источниках упоминается разное количество ступеней 122 или 124. Дело в том, что с левой стороны лестницы их меньше, чем с правой. Когда смотришь на лестницу снизу вверх, то в голову невольно приходят мысль, что надо быть очень большим грешником или наоборот истово верующим праведником, чтобы решиться на такой подвиг. Поскольку, мы с другом начали свою прогулку по Капитолию с посещения музея, то поднялись по правой пологой лестнице, а после похода в музей вошли в базилику с бокового входа.

Путь на Капитолий

Хотя базилика не входит в список великих базилик Рима, обязательных для паломничества, она занимает особое место среди римских храмов, поскольку является «титульной», т.е. официальной церковью Городского совета Рима, который по старинному обычаю называется Senatus Populusque Romanus.

Церковь была построена на основании древнего языческого храма, посвященного Юноне Монета. С возведением церкви связана красивая легенда. В первом веке до нашей эры Мессианские идеи буквально носились в воздухе. Пришествие Спасителя ожидали не только в Иудее, где ветхозаветные пророки предсказали появление Мессии, но и по всей Римской империи распространялись тайные знаки и пророчества, возвещающие рождение Спасителя мира.

Однажды император Октавиан Август пришел за предсказанием к Тибуртинской сивилле, которая обитала на Капитолийском холме. Сивилла ответила, что видит «явные знаки наступления справедливости. Скоро с неба сойдет Царь всех времен». Когда она произнесла это пророчество, императору явилось видение Девы с младенцем на руках, которая стояла в алтаре, залитом ослепительным светом. Затем он услышал голос, который произнес: «Это алтарь перворожденного сына Божьего».

Император простерся ниц перед чудесным видением и приказал создать на этом месте императорский алтарь. Этот алтарь назывался Ara primogeniti Dei или Ara Coeli (Алтарь небес) и был посвящен будущему божественному младенцу, который, согласно пророчеству, должен был родиться во время правления императора Августа. Император Октавиан Август и Тибуртинская сивилла изображены в арке над главным алтарем базилики Санта Мария ин Аракоэли.

В IV веке на этом месте была возведена маленькая церковь, а лестница со 124 крутыми ступенями была построена в 1378 году в благодарность за избавление народа Рима от чумы, которую в Европе называли Черной смертью.

Фасад церкви был построен в XIII веке, раньше он был украшен фресками и мозаиками, которые были утрачены. Единственными сохранившимися фрагментами наружного декора являются фреска в люнете над главным входом и маленькое окно-розетка высоко под крышей.

Фасад базилики Санта Мария ин Аракоэли

В Средние века базилика была центром религиозной и светской жизни, и особенно во времена республиканского правления в XIV веке. В 1571 году Санта Мария ин Аракоэли стала местом триумфального чествования Марка Антония Колонны по случаю его победы над турецким флотом в битве при Лепанто. В ознаменование этой победы кессонный потолок церкви был покрыт позолотой и украшен морской символикой. Однако в 1797 году базилика была подвергнута секуляризации, т.е. лишилась церковного статуса и мало того, была превращена в … конюшню. О времена, о нравы! После Объединения Италии здесь располагался полицейский участок.

Уму непостижимо, как после подобного кощунства базилика сохранила великолепное внутреннее убранство и совершенно неповторимую ауру. Когда мы вошли в базилику, меня охватило неизъяснимое чувство защищенности и покоя, как будто я вернулась в материнское лоно. Я никогда прежде не испытывала подобного чувства. Мы долго сидели на скамье в центре базилики и медленно созерцали ее великолепие. Мне хотелось как можно дольше находиться в базилике и впитывать всеми фибрами души это блаженное состояние абсолютного взаимного приятия между атмосферой базилики и моей душой. Но время бежало, нужно было осмотреть все достопримечательности и сделать фотографии пока зимнее солнце еще освещало пространство храма.

Церковь имеет характерную для базилик планировку и разделена на три нефа 22 античными колоннами. Среди нет и двух одинаковых потому, что они были взяты из руин различных римских зданий. Третья колонна северного нефа происходит из дворца императора Августа. Об этом свидетельствует надпись, сохранившаяся на ней. Рядом с ней находится совершенно необыкновенная колонна. Когда я прочитала в путеводителе, что на четвертой колонне находится фреска с изображением Мадонны, я долго не могла ее найти. Оказалось, что колонна заключена в изящный алтарь, в центре которого находится образ Мадонны с младенцем.

Фреска на колонне базилики Санта Мария ин Аракоэли

Золоченный кессонный потолок поблескивал в лучах заходящего солнца, струившихся из окон верхнего яруса. Под ногами расстилался причудливый ковер из мраморной мозаики в стиле косматеско.

Надгробие рыцаря

Когда я разглядывала каменные узоры на полу бокового нефа, мое внимание привлекли полустертые барельефы, изображающие рыцарей, священников и прекрасных дам. Я поняла, что хожу по могильным плитам людей, захороненным в соборе.

Надгробие дамы

Признак ли этой великой гордыни или великого смирения быть похороненным в базилике, где на протяжении веков тысячи и тысячи людей ступают по надгробию?! Средневековая душа для меня поистине потемки! Как писал Осип Мандельштам, «души готической рассудочная пропасть…».

Главный алтарь базилики

В главном алтаре хранится очень древняя византийская икона Девы Марии. Перед главным алтарем церкви находится небольшая ажурная часовенка, содержащая порфировую урну с мощами святой Елены, матери императора Константина и одной из первых великих христианок. Урна установлена на древнем жертвеннике, где императору Августу явилась Дева Мария с младенцем Иисусом.

Мощи святой Елены

Базилика похожа на волшебный ларец с самоцветами. Смешение эпох и стилей, нескончаемый запас шедевров и реликвий позволяет каждому посетителю базилики найти то, что ему нужно именно в этот момент. Я хочу завершить свой пост рассказом о самом трогательном сокровище базилики. Слева от главного алтаря в сакристии хранится деревянная статуя младенца Иисуса, которого итальянцы любовно называют Bambino Gesu. Надо сказать, что в Италии очень сильно развит культ младенца Иисуса, который наиболее ревностно исповедовал святой Антоний. Если вы встретите в церкви изображение молодого священника с младенцем Иисусом на руках, значит перед вами Сан Антонио.

Bambino Gesu, который хранится в Санта Мария ин Аракоэли, обладает чудесными целительными свойствами. Многие века Бамбино по несколько раз в день направлялся в нарядных носилках к постели смертельно больных людей. Народная молва приписывает чудесному младенцу множество исцелений неизлечимо больных людей. В благодарность за исцеление люди щедро дарили младенцу ценные подарки. Его платье снизу доверху расшито золотом и драгоценными камнями. Во времена стихийных бедствий, эпидемий или голода Бамбино, в свою очередь, щедро жертвовал свои украшения на помощь нуждающимся. Однажды у Бамбино украли все драгоценности, но на другой день к вечеру его почитатели с лихвой возместили утраченное. Врачебная практика Бамбино закончилась сравнительно недавно. Возможно, это связано с тем, что подлинного Бамбино похитили в 1994 году, и сейчас в базилике находится его копия, которая также сделана из гефсиманской оливы. Но по-прежнему платье Бамбино щедро украшено драгоценностями. В этом я убедилась собственными глазами.

Когда я подошла к сакристии, где обычно хранится Бамбино, к двери был прикреплен лист бумаги, где было написано, что Бамбино находится в капелле Рождества. Я поспешила туда.

Торжественное шествие в канун Рождества

Во время полуночной мессы в канун Рождества Бамбино торжественно выносят из сакристии и помещают на трон перед главным алтарем. Под звуки песнопения «Слава в вышних Богу» с младенца снимают покровы  и переносят в капеллу северного нефа, где он находится до Эпифании. Только в этот период с 25 декабря по 6 января можно полюбоваться рождественской композицией с Бамбино в главной роли.

Святой Бамбино

Согласно легенде, фигуру Бамбино вырезали ангелы из дерева оливы, росшей в Гефсиманском саду. Более правдоподобная версия гласит, что ее вырезал в XV веке францисканский монах, а ангелы только раскрасили ее. Чарльз Диккенс («Картинки из Италии») и Генри Мортон («Прогулки по Риму») довольно иронично отзывались о внешности Бамбино и его целительных способностях. На меня Бамбино произвел незабываемое впечатление. Он не похож на канонического пухлого младенца, спокойно сидящего на коленях Девы Марии. Его темные глаза заглядывают в душу с недетской пристальностью и проницательностью. Глядя на него, начинаешь верить, что его создание не обошлось без помощи ангелов …

Рождественская композиция в базилике Санта Мария ин Аракоэли

Рождественская композиция, в центре которой находился Бамбино, показалась мне самой красивой из виденных нами во время нашего паломничества по святым местам Рима. Пресепе настолько органично вписано в интерьер капеллы, что образует с ней одно целое. В центре рождественской сцены находится святой Бамбино, который не лежит в люльке,  как обычно, а стоит в полный рост. На его голове сверкает корона, а на драгоценном платье вышита монограмма GHS – Иисус Христос Спаситель. Дева Мария в пышных белых одеждах и голубом покрывале наклоняется к нему с умилением и благоговением. Святой Иосиф  стоит за колыбелью. Их окружают пастухи и животные (бык, ослик, овцы). Над этой сценой нависает облако, в центре которого находится парящий Бог Отец, посылающий младенцу Иисусу свое благословление. А на облаке расположился целый сонм ангелов. По обеим сторонам облака выстроились ангелы постарше, играющие на музыкальных инструментах, и архангелы. Все это великолепие и благолепие венчает узорчатый купол капеллы.

Капелла Рождества

Переполненные впечатлениями мы вышли из базилики и оказались на смотровой площадке. Перед нами открывалась панорама Рима. Я сфотографировала базилику в несколько необычном ракурсе. Мы очень обрадовались, когда увидели лифт, в котором мы спустились в вестибюль Дворца Венеции.

Вид на базилику Санта Мария ин Аракоэли с балкона Дворца Венеции

2 комментария leave one →
  1. всф permalink
    03.02.2011 8:06 пп

    Хорошо, когда у каждого есть свой Бамбино!

    • 03.02.2011 8:16 пп

      Святой Бамибно принадлежит всему римскому народу. А народ отвечает ему любовью.

Оставьте комментарий