Skip to content

Магический квадрат церкви Св.Петра

17.05.2010

Мы начинаем экскурсию по итальянскому «маленькому Тибету» с посещения двух романских церквей. Наш гид Франческа объяснила, что существует разница между понятиями «римский» (romano) и романский (romanico). Римский стиль в архитектуре относится к эпохе римской империи, а романский стиль, который заимствовал ряд элементов у своего предшественника, – к XI-XII вв., т.е. к периоду Средневековья.

Для романского стиля характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки; при этом здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость.

Церковь Santa Maria di Cartignano

Первую остановку мы сделаем в долине Tritana, чтобы осмотреть романскую церковь Santa Maria di Cartignano, построенную в XI в. По сути дела, от церкви остались лишь стены. Она была разрушена несколько веков назад в результате землетрясения, и ее сравнительно недавно очистили от культурного слоя. Когда я вошла в буквальном смысле слова в стены церкви, меня охватило чувство ирреальности происходящего, потому что не часто попадаешь в храм, где вместо крыши только хмурое весеннее небо над головой, а вместо пола – трава. Потом в памяти медленно всплыло deja vue. Нечто подобное я уже видела в городе Калининграде. Еще недавно в центре города возвышались руины католического собора, разрушенного во Вторую мировую войну.

Стены церкви Santa Maria di Cartignano

Несмотря на то, что от церкви сохранились лишь мощные стены, она представляет интерес потому, что является типичным образцом романской архитектуры. Очень красиво смотрится колокольня с круглым окном-розеткой.

Колокольня церкви Santa Maria di Cartignano

Следующую остановку мы сделаем у церкви San Pietro ad Oratorium. Хотя этот храм не действует, его судьба сложилась более счастливо. Здание полностью сохранилось и его интерьер украшают каменная резьба и фрески, представляющие большую художественную ценность. Храм был заложен последним королем лонгобардов Дезидериусом в 725 г. Существуют предположения, что он был построен на фундаменте языческого храма, существовавшего в VIII  веке до н.э.

Церковь-крепость San Pietro ad Oratorium

Церковь обращена к дороге задним фасадом, который выглядит довольно неприветливо. Мы видим три большие полукруглые абсиды с узкими окнами-бойницами. Это действительно средневековая церковь-крепость.

Церковь San Pietro ad Oratorium

Центральный фасад отличается предельной простотой и имеет только один вход. Его портал увенчан двойной резной аркой и фреской, которая предположительно изображает Св.Петра на троне.

Портал церкви San Pietro ad Oratorium

Примечательной особенностью здания является использование каменных деталей, принадлежавших более ранним римским постройкам. Среди них следует отметить каменные блоки с искусным орнаментом, характерным для IX в.

Слева от главного портала в стену замурован камень, который также позаимствован из постройки IX века. Он содержит в себе так называемый «магический квадрат», образованный пятью словами, состоящими из пяти букв, которые можно читать справа-налево, слева-направо, сверху-вниз и снизу-вверх. Эти пять слов «rotas-opera-tenet-arepo-sator» означают в переводе: «повсюду работники держат плуг и сеялку».

Магический квадрат

Несмотря на довольно прозаичный смысл этой фразы, уже не одно поколение знатоков и любителей ломают головы над загадкой этой фразы и нередко придают ей эзотерический смысл. Я обнаружила, что в youtube имеется целая фильмография, вернее, клипография, посвященная этому «магическому квадрату».

Внутреннее убранство церкви также является довольно аскетическим. Свет, скупо поступающий через маленькие окна, слабо освещает три драгоценные фрески в алтарной части. Они датируются XII веком и являются самыми старинными в Абруццо. На центральной фреске изображен Христос на троне в окружении четырех апостолов. Правая его рука поднята в благословляющем жесте, а левая держит книгу. В нижнем ярусе фрески расположены 24 персонажа из Апокалипсиса.

Реклама
6 комментариев leave one →
  1. всф permalink
    17.05.2010 7:23 пп

    А вот интересно, может быть родство слов и понятий «римский» (romano) и романский (romanico) такое же, хотя бы приблизительно, как между русским и российским.
    И ещё: все здания построены из тёсаного камня. А почему не из дерева? Я тоже провожу аналогию между европейской застройкой и древнерусской. Из дерева можно сдалать быстрее и дешевле, но менее долговечно. вот он критерий: стоимость — эффективность. «Западники» видимо были более эффективными хозяйственниками.

    • 28.11.2012 8:58 пп

      Очень удачное и такое характерное сравнение русского-римского и россйского романского!

  2. всф permalink
    26.05.2010 8:18 пп

    Да, долговечное более эффективно.

  3. всф permalink
    26.05.2010 8:22 пп

    Истина: время — деньги! Создали дорогое сооружение — получили долговечный памятник. Пример: Египетские пирамиды, стоят до сих пор. Антипример: российские деревни, построенные из деревянных рубленных домов.

    • 28.11.2012 9:01 пп

      Италия — горная страна и поэтому камень здесь доступнее, чем дерево. К тому же каменные крепости надежнее деревянных.
      Спасибо за Ваши комментарии, которые дают пищу уму!

Trackbacks

  1. Средневековая цитадель Капестрано « Прогулки по Италии

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: