Skip to content

Мадонна на мосту (Madonna del Ponte)

07.10.2010

Мы  начали знакомство с городом Ланчано с посещения кафедрального собора Basilica Madonna del Ponte. К счастью, он находится в центре города, в отличие от кафедрального собора города Пенне, и мы нашли его без особых приключений. Название базилики, которое переводится «Мадонна на мосту», в буквальном смысле отражает ее расположение. Базилика является уникальным в своем роде сооружением потому, что воздвигнута над тремя арочными пролетами древнего римского моста. Этот мост был построен еще в III веке и назван в честь императора Диоклетиана.

Базилика Madonna del Ponte в Ланчано

Икона Madonna del Ponte была чудесным образом обретена в 1088 году. Когда проводился ремонт моста, пострадавшего во время сильного землетрясения, в одном из пилонов было найдено изображение Мадонны с младенцем, которую с тех пор стали называть Madonna del Ponte. Предполагается, что его замуровали там еще в VIII веке, чтобы спрятать от уничтожения во время кампании иконоборчества, развернутой в 717-741 годах императором Леоном Изауриком (Leone Isaurico). Я пишу так неопределенно «изображение» потому, что существуют разные версии того, что именно было найдено. Легенда гласит, что была найдена терракотовая статуя Мадонны с младенцем, которая теперь хранится в базилике. Однако в 1762-1775 гг. местный историк Антинори выдвинул и обосновал гипотезу о том, что на мосту была найдена старая византийская икона Мадонны с младенцем, которая в 1442 году послужила моделью для статуи, о чем свидетельствует надпись на самой скульптуре. Если эта гипотеза верна, тогда не понятно, где сейчас хранится найденная на мосту икона?!

Первоначально на этом месте была построена капелла Madonna delle Grazie, а в 1138 году был возведен маленький храм. В 1378 году жители Ланчано обратились к властям с просьбой построить большую церковь, которая занимала бы весь мост. Уже в 1379 году началось строительство нового храма, которое продолжалось с перерывами до конца XV века. На протяжении веков здание постоянно перестраивалось и расширялось. В 1545 году сюда был перенесен епископский престол, и церковь была возведена в ранг кафедрального собора.

Нынешнее здание базилики построено в 1619 году. В начале XVII века была возведена колокольня по проекту Томмазо ди Милано. Интересная особенность заключается в том, что она расположена в некотором отдалении от собора и одновременно служит городской часовой башней.

Кафедральный собор и колокольня

В 1685 году была осуществлена коренная реорганизация внутреннего пространства храма, направленная на исправление (вернее, маскировку) его неудачных пропорций. Дело в том, что высота здания не соответствовала его огромным размерам. Для этого были заказаны «пространственные» картины художнику Антонио-Мария Порано. По инициативе архиепископа Джакомо Лето в 1757 году на месте алтаря, украшенного лепниной, была устроена капелла Мадонны дель Понте.

Очередное крупное переустройство внутреннего убранства базилики было предпринято в 1785-1787 годах. Интерьер церкви был оформлен в классическом стиле с элементами барокко. В начале XIX века базилика подверглась полной реконструкции в соответствии с проектом Эудженио Миккителли. В 1819 году был построен новый неоклассический фасад с портиком и колоннами.

Я так подробно описываю историю создания и реконструкции потому, что современное здание и интерьер базилики производят довольно неоднозначное впечатление. Для того чтобы в полной мере оценить ее своеобразное эклектическое великолепие, нужно понимать, что оно является результатом многовековых усилий архитекторов, инженеров, скульпторов и художников.

Интерьер кафедрального собора

Признаться, внутреннее убранство базилики с колоннами из темного мрамора производит, хоть и сильное, но несколько мрачное впечатление. Когда входишь под ее своды, испытываешь чувство некоторой подавленности и собственной малости. Огромное монотонное пространство единственного нефа подчиняется ритму 24 коринфских колонн  из темного мрамора. Колонны поддерживают своды потолка с фресками неаполитанского художника Гиацинто Диано (1730-1803 гг.), изображающими сцены из Ветхого завета. В нишах между колоннами расположены шесть боковых алтарей и капеллы со статуями святых, выполненные в классическом стиле.

Плафон с фреской Гиацинто Диано

Строгий классический интерьер собора сочетается с барочными эффектами светотени. Собор освещается светом, струящимся из окон, расположенных в куполе. В пресвитерии находится ниша с терракотовой статуей Мадонны дель Понте. На нее падает свет из «ока», круглого окна, расположенного в куполе над алтарем. Создается потрясающий эффект золотого свечения статуи на фоне полумрака, в который погружена громада собора.

Алтарь базилики Мадонны дель Понте

По сути дела статуя Мадонны является мощным центром притяжения потому, что когда человек попадает из солнечного света в полумрак, он невольно стремится к единственному источнику света. В сентябре 1833 года епископ Ланчано увенчал статую Мадонны золотой короной, что является предметом особой гордости местных жителей.

Святой престол, элемент декора

В алтаре также обращает на себя внимание святой престол из цветного мрамора с резьбой, выполненной в стиле позднего барокко. Неожиданно нарядно смотрится беломраморная купель с резвящимся дельфином, который почти выпрыгнул из чаши.

Купель, элемент декора

Мадонна на мосту является святой покровительницей Ланчано. Начиная с 1834 года, в городе традиционно устраиваются сентябрьские праздники, посвященные Мадонне. Празднества начинается 8 сентября в день Рождества Мадонны, и достигают своей кульминации 14-16 сентября в память о дне инкоронации Мадонны дель Понте. 8 сентября проходит красочное шествие “il dono”. Люди, одетые в традиционные народные костюмы, направляются к храму с приношениями Мадонне в знак благодарности за хороший урожай. 16 сентября по главной улице Ланчано проходит торжественная процессия местных жителей и многочисленных паломников, возглавляемая епископом Ланчано.

Выйдя из кафедрального собора, мы увидели указатель: Археологический маршрут «Мост Диоклетиана». Мы пошли по направлению, указанному стрелкой, и спустились по ступеням, ведущим в подземелье. Обычно прилагательное «археологический» означает руины, которые приходится «реконструировать» мысленным взором. Памятуя об этом мы были сильно удивлены, оказавшись в просторной и высокой галерее с прекрасно сохранившимися сводами из светлого тесаного камня. По сути дела мы находились внутри конструкции древнеримского моста!

Галерея под мостом Диоклетиана

По одну сторону галереи располагались боковые помещения, а по другую сторону сквозь застекленные арочные проемы открывались виды города. В глубине крытого пассажа находилась фреска «Распятие Христа», датируемая XVI веком. Древнеримская кладка, которая пережила не одно землетрясение, поражала своей аккуратностью и, я бы сказала, художественностью.

Мост Диоклетиана был построен в III веке и первоначально состоял из трех арочных пролетов. Он соединил центральную часть города с ярмарочной площадью, которые были разделены глубоким оврагом. В начале XII века к нему были добавлены еще два пролета. После того, как в 1389 году на мосту была построена церковь Мадонны дель Понте, проезжая дорога между двумя частями города оказалась перекрытой. Во время проведения ежегодных ярмарок повозки с товарами проходили в буквальном смысле слова через собор. На рубеже XV-XVI веков мост был расширен, и движение между двумя важнейшими частями города было восстановлено.

В конце Второй мировой войны жители Ланчано укрывались под мостом во время бомбардировок. В послевоенное время здесь располагался рыбный рынок. В начале 1970-х годов, мост был переоборудован в концертный зал. Благодаря своей прекрасной акустике, он является престижной площадкой для крупных культурных и, особенно, музыкальных событий. Начиная с 1972 года, здесь проходит международный фестиваль «Estate Musicale Frentana» (15 июля — 31 августа).

Мадонна дель Понте в подземной галерее

В соборе и в подземной галерее нам встретилось много изображений Мадонны дель Понте. Они были очень разными, но их роднила общая черта – трогательное целомудрие и смирение юной матери, несущей миру своего первенца. На всех образах младенец Иисус обращен всем телом к зрителям. Одно из самых трогательных изображений находится на фронтоне собора. Святая Мария, увенчанная короной, стоит босыми ступнями на мосту Диоклетиана.

Фронтон базилики Мадонны дел Понте

Реклама
3 комментария leave one →
  1. всф permalink
    07.10.2010 8:31 пп

    Да, самые величественные сооружения создавались по заказам служителей религии. И благо, что они делали это. Не менее сложными были зрелищные сооружения, где проходили бои с животными и людей друг с другом. Сейчас они — главные объекты восхищения туристов и местных жителей. Мне очень понравилось трепетное отношение итальянцев к сооружениям древнего Рима. Они остатки крепостей, которым сотни лет, покрывают стеклом. И правильно делают. А вот сооружения для спорта и театра были намного скромнее.
    А мы что делаем в Москве? Сотни исторических зданий в лужковскую эпоху разрушены или заменены новоделами.

    • 07.10.2010 8:45 пп

      Спасибо за очень вдумчивый комментарий. Я, ка и Вы, болею душой за Москву. В древних итальянских городах тоже ведется новое строительство, но ЗА ПРЕДЕЛАМИ исторического центра и малоэтажное.

      • всф permalink
        07.10.2010 9:56 пп

        К сожалению, вы правы. В этом проявляется мудрость народов и их руководителей. Хотя у них (у итальянцев) тоже был свой Муссолини, который вторгался в архитектуру и тоже создал свой стиль, не самый радужный. Но это было в 30-40-е годы.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: