Skip to content

Базилика номер один в католическом мире

23.01.2011

Третьей базиликой, которую мы с моим другом посетили во время своего рождественского паломничества, был Латеранский собор. До этого мы были в соборе Святого Петра в Ватикане и базилике Санта Мария Маджоре.
Этот пост является рекордсменом по времени, затраченному на подготовку. Больше двух недель я собирала материал в Интернете и других источниках на русском, английском и итальянском языках. Чем больше я узнавала про базилику, тем больше меня терзали сомнения. Что еще могу я добавить к тому изобилию замечательного материала, который уже опубликован в книгах и Интернете?! К тому же мои фотографии оставляют желать лучшего потому, что мой фотоаппарат не приспособлен для съемок в гигантских полутемных помещениях. И все-таки я решилась опубликовать этот пост потому, что базилика произвела на меня огромное впечатление.
От базилики Санта Мария Маджоре, где мы были на полуденной мессе, очень легко добраться на автобусе до Латеранской базилики. До нее можно также добраться на метро от станции Termini до станции S. Giovanni.
Поскольку мы приехали на автобусе, а не на метро, первое, что мы увидели, был северный фасад. Нас удивила скромность фасада и пустынность площади. Этот фасад был создан в 1586 году архитектором Доменико Фонтана. Изящный фасад с двумя ярусами аркад легко узнаваем потому, что он проходит в начальных кадрах фильма «Римские каникулы». Он также служит монументальной декорацией для первомайского концерта, который бывает здесь каждый год.

Северный фасад Латеранской базилики

Из-за того, что мы, сами того не подозревая, вошли в базилику через боковой вход, наше первое впечатление было несколько искажено. По сути дела мы оказались в апсидной части, и сначала базилика показалась нам не очень большой. Только после того, как мы миновали несколько капелл и великолепный алтарь, мы оказались в центральном нефе базилики и, наконец, смогли оценить ее величие и громадные размеры. Ее длина составляет 130 метров. Отсюда следует правило № 1: всегда входите в храм с главного входа! Это правило нужно свято соблюдать именно при посещении Латеранского собора потому, что он является самой главной базиликой в католическом мире.
Папская базилика Святого Иоанна в Латеране является кафедральным собором Рима и официальным местопребыванием Епископа Рима, коим является Папа Римский. Базилика имеет длинное официальное название – «Архибазилика Святейшего Спасителя и Святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста в Латеране».
Будучи кафедральным собором Епископа Римского, в котором находится папский трон (Cathedra Romana), Базилика является главной среди католических соборов, т.е. ее ранг выше, чем у собора Святого Петра в Ватикане. Именно поэтому она называется Архибазилика.
Над главным входом в Базилику выгравирована надпись «Sacrosancta Lateranensis ecclesia omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput», т.е. «Святейшая Латеранская церковь, мать и глава всех церквей города и мира».
Хотя Латеранский собор находится за пределами Ватикана, он обладает экстерриториальным статусом, поскольку является собственностью Святого Престола.
Земля, на которой находится базилика, в давние времена принадлежала богатому патрицию Платиусу Латеранусу. Фамильный особняк, построенный в I веке, теперь находится под главным нефом базилики на глубине 5,5 метров. Во II веке на месте особняка были построены казармы конной гвардии. Когда Константин стал императором, то он под предлогом того, что конная гвардия сражалась на стороне свергнутого императора Максенция, приказал разрушить казармы и заложить на их месте фундамент церкви. Удивительный поворот исторической справедливости: хотя Латеранус лишился своих владений, его имя навсегда вошло в историю.
Латеранская базилика является первой церковью, которая была построена императором Константином после того как Миланский эдикт (313 г.) даровал христианам свободу вероисповедания. По традиции римские церкви строились на фундаментах ранее существовавших языческих храмов или на местах захоронения христианских мучеников. В отличие от них Латеранская базилика была создана на «новом» месте, которое стало святым за долгие века ее существования.
Константин также получил в свое владение Латеранский дворец, который находился рядом с казармами, в качестве приданого своей второй жены Фаусты, сестры Максенция. Латеранский дворец долгие века был официальной резиденцией Римских пап.
Константин также устроил баптистерий San Giovanni in Fonte в здании древнеримского языческого храма. Баптистерий находится у северного входа в базилику и до сих пор сохранил свой первоначальный облик. Латеранский баптистерий в течение многих веков был единственным в Риме. А его восьмиугольная форма послужила образцом для многих итальянских баптистериев.

Латеранский баптистерий

Константин украсил собор семью серебряными алтарями, а также принес в дар серебряные подсвечники и золото для позолоты свода апсиды. В храм стекались богатые пожертвования от Римских пап и других дарителей. Благодаря своему роскошному внутреннему убранству он снискал славу «Золотой базилики» (Basilica Aurea). Это великолепие привлекало не только паломников, но и вандалов, которые разграбили и разрушили храм в 455 году.

Храм несколько раз подвергался разграблениям и разрушениям, а в 896 году был почти полностью разрушен землетрясением. Хотя папы Римские постоянно восстанавливали храм, он постепенно приходил в упадок. И только после возвращения папского престола из Авиньона в 1377 году началось постепенное восстановление базилики.

Несмотря на постигшие ее бедствия и многочисленные перестройки, базилика сохранила свою античную структуру. Ее пространство разделено колоннами на три нефа. Центральный неф завершается полукруглой апсидой, ориентированной на запад, как это было принято в ранне-христианских храмах. Во время богослужения верующие стояли лицом к алтарю, т. е. к западу, а священник смотрел на восток, где восходит солнце. В древних святилищах бога солнца Митры (он был особенно популярен в Риме) церемонии происходили именно таким образом.

Апсиду базилики украшает мозаика, выполненная в 1291 году двумя францисканскими монахами Якопо Торрити и Якопо Камерино. Иконографический ряд полусферической апсиды является многозначным. В самом верхнем ряду на небесно-синем фоне изображен Христос с ангелами. Прямо под фигурой, вернее поясным портретом Христа, находится украшенный драгоценностями крест. Слева от креста находятся Дева Мария, Святые Петр и Павел, справа – Иоанн Креститель, Святой Андрей и более мелкие по размеру фигуры Франциска Ассизского и Святого Антония. Низ второго яруса обрамляет река Иордан. На самом нижнем ярусе изображены девять апостолов, а также автопортреты самих художников.

Хотя многие папы Римские считали делом чести внести свой вклад в переустройство базилики, ее сегодняшний облик является результатом усилий Папы Иннокентия Х, который поручил архитектору Франческо Борромини произвести реконструкцию храма в стиле барокко, и Папы Климента XII, по заказу которого архитектор Алессандро Галилеи создал новый главный фасад.

Двенадцать ниш, созданных архитектором Франческо Борромини по обе стороны центрального нефа, долгое время пустовали. В 1703 году Папа Климент XI объявил конкурс на создание скульптур апостолов. В результате знаменитые скульпторы того времени Камилло Рускони, Франческо Моратти, Анджело де Росси, Джузеппе Маццуоли, Лоренцо Оттони, Пьер-Этьен Монно и Пьер ле Гросс создали фигуры святых выше человеческого роста в модном тогда барочном стиле.

Мощные и экспрессивные фигуры апостолов производят очень сильное впечатление. Они изображены со своими традиционными атрибутами (книга, меч, лев, орел или орудие своей казни). Так, Святой Петр держит в левой руке ключ, а правая рука воздета к небесам.

Статуя апостола Петра

Изящный балдахин над главным алтарем, созданный в 1369 году, несколько не соответствует нынешнему барочному облику базилики. В верхнем ярусе находятся реликварии, в которых, по преданию, содержатся головы Святых Петра и Павла. По крайней мере, раньше находились, но возможно, были изъяты оттуда во время французской оккупации Рима в XVIII веке. Как бы то ни было, созерцание табернакля, через ажурную решетку которого явственно видны серебряные реликварии в виде бюстов апостолов, вызывает подобие священного трепета.

Реликварий с мощами апостолов Петра и Павла

В алтаре Святого Причастия находится стол из кедра, за которым Христос и апостолы вкушали трапезу на Тайной вечере. Мраморные и бронзовые колонны, украшающие алтарь, были взяты из храма Юпитера на Капитолийском холме. В свою очередь, бронза была взята из бронзовых украшений с кораблей Клеопатры, когда они были разбиты императором Августом. Я так подробно описываю всё это потому, что меня зачаровывает переплетения и превратности римской истории, нити которых тянутся от седой древности до наших дней.
В базилике сохранились отдельные фрагменты античного декора, хотя и не на своих прежних местах. Колонны IV века, которые раньше разделяли базилику на нефы, теперь поддерживают триумфальную арку (2 колонны из красного гранита), а также находятся по обеим сторонам алтаря Святого Причастия (4 бронзовые колонны) и поддерживают ниши со статуями святых апостолов (24 колонны из зеленого крапчатого мрамора).
Напольное покрытие центрального нефа в стиле Косматеско выполнено в XIV веке. Оно было пожертвовано семьей Колонна, представителем которой был папа Римский Мартин V Колонна. В нескольких местах на полу можно и сейчас увидеть герб семьи Колонна.
Отдельного рассказа заслуживает внутренний двор базилики, который сохранился в нетронутом виде с XIII века. Этот двор является творением братьев Космати, поэтому он нередко называется Chiostro Cosmatesco. Его дизайн является переходным от романского к готическому стилю. Квадратный двор окружен со всех сторон крытыми аркадами, которые поддерживают двойные ряды необыкновенно изящных колонн. Причем все эти колонны очень разные: витые и двойные спиралевидные, инкрустированные золотой мозаикой и строгие прямые.

Внутренний двор

В квадратном саду посажены аккуратно подстриженные кусты, а в центре находится круглый мраморный колодец. По всему периметру двора в крытых галереях выставлены фрагменты античного декора, найденные во время раскопок. Это — настоящий музей под открытым небом.

Фрагменты античного декора

В этом волшебном патио царила умиротворенная атмосфера, располагающая к размышлениям о вечности или, наоборот, о бренности всего сущего. Мы были одни в этом чудесном дворике. Мне хотелось бесконечно рассматривать и фотографировать этот образ вечности. Я украдкой наблюдала, как пожилой священник с книгой в руках прохаживался по террасе собора. Если приглядеться, его можно увидеть на фото внизу. Мне казалось, что я очутилась в Средневековье, и совершенно не верилось, что за стенами собора бурлит Рим XXI века!

Вид на Латеранскую базилику из внутреннего двора

Выйдя из райского сада, мы оказались на многолюдной площади Порта Сан Джованни, на которую смотрит главный фасад базилики.

Главный фасад Латеранской базилики

Величественный главный фасад базилики в неоклассическом стиле был завершен архитектором Алессандро Галилеи в 1735 году. Он состоит из двухъярусного портика с папской ложей, откуда папа Римский благословляет верующих в Страстной четверг. Фасад украшают огромные скульптуры Иисуса Христа и святых, которые буквально парят над городом. На фоне грозовых облаков эти скульптуры производили незабываемое впечатление.

Статуи святых на фасаде базилики

В портике главного фасада находится пять дверей. Центральная бронзовая дверь, покрытая благородной патиной времени, была создана еще во времена Римской империи и украшала здание Курии (Сената) на Императорском Форуме. А пятая «юбилейная» дверь открывается только в год тысячелетия от Рождества Христова.

Античная дверь

В левом крыле портика находится конная статуя Константина Великого, которая была найдена при раскопках терм Диоклетиана.

Статуя императора Константина

Паломничество по великим римским базиликам не имеет ни начала, ни конца. Не успела я вернуться домой, как Рим и его базилики снова властно манят к себе. Я знаю, что обязательно вернусь в Латеранскую базилику потому, что я еще не побывала на Святой лестнице и в баптистерии.
Несмотря на мое намерение написать краткий пост, получилось длинно. Для тех читателей, которым хватило терпения дочитать до конца, я приготовила подарок – ссылки на ресурсы с великолепными фотографиями.

1. Обязательно зайдите по этой ссылке на сайт Ватикана. Получите истинное наслаждение от прекрасных фотографий в сопровождении божественной музыки http://www.vatican.va/various/basiliche/san_giovanni/vr_tour/Media/VR/Lateran_Nave1/index.html
2. Виртуальный тур, великолепные панорамные фото, которые можно поворачивать, приближать и удалять http://rome.arounder.com/it/chiese/basilica-san-giovanni-in-laterano/san-giovanni-in-laterano-sanctuary-and-apse.html
3. Прогулки по Риму – день второй. Отличные фото и текст на русском языке http://it-roma2010.narod.ru/2.html

Реклама
One Comment leave one →
  1. всф permalink
    24.01.2011 6:26 дп

    Грандиозно! Не случайно базилика произвела такое впечатление на автора. Поражает монументальность сооружений тех времён. Есть чему и у кого учиться.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: