Skip to content

Музыкант эпохи Возрождения в Капитолийском музее

31.01.2011

Капитолийский холм, который является самым невысоким из семи холмов Рима, был политическим и религиозным центром древнего Рима. Сегодня здесь расположены три дворца — Palazzo Senatorio, Palazzo dei Conservatori и Palazzo Nuovo. Во Дворце Сенаторио находится городской совета г.Рима. А в двух других дворцах располагается Капитолийский музей, который обладает самой старой музейной коллекцией в мире. Основу коллекции заложил Папа Сикст IV, который в 1471 году подарил римскому народу бронзовую статую волчицы, вскормившую близнецов Ромула и Рема, а также гигантскую бронзовую голову императора Константина, статую мальчика, вынимающего занозу и другие ценные экспонаты.
Билет в музей стоит всего 11 евро и дает право посещения Palazzo dei Conservatori и Palazzo Nuovo, которые связаны подземным переходом. Самое приятным является то, что в музее совершенно свободно можно фотографировать все экспонаты. Излишне говорить, что я сполна воспользовалась этой свободой! И хотя искушение поместить в этот пост как можно больше фотографий очень велико, я ограничусь воспроизведением только самых культовых экспонатов. Начну, конечно же, с легендарной волчицы.

Римская волчица

Осмотр начинается с Palazzo dei Conservatori, который является истинным раем для любителей античности. Такого количества прекрасных мраморных статуй мне еще не доводилось видеть. Я без устали их фотографировала, хотя под конец у меня уже слегка зарябило в глазах. Больше всего мне хотелось увидеть своими глазами гигантские фрагменты статуи императора Константина. Они находились во внутреннем дворике. И хотя фотографии головы, ступни и руки Константина уже примелькались, их истинные размеры поистине ошеломляют.

Голова императора Константина

Имперская нога

Когда мы дошли до большого стеклянного павильона, который называется Esedra del Marc’Aurelio (зал Марка Аврелия), нас ожидал необыкновенно приятный сюрприз. В павильоне была выставлена картина Леонардо да Винчи «Музыкант»! Я была в курсе того, что эта картина экспонируется в музее с 11 декабря по 27 февраля, но совершенно не ожидала, что ее осмотр включен в стоимость билета в музей, а главное, что не нужно выстаивать огромную очередь, чтобы увидеть ее.

Зал Марка Аврелия

Я долго стояла перед картиной, всматриваясь в прекрасное вдохновенное лицо, и мне казалось, что я вижу не только музыканта, но и самого Леонардо. Вспоминались слова да Винчи, что «живопись – сестра музыки, но является выше ее потому, что остается в вечности». Эта картина была единственным экспонатом, который нельзя было фотографировать, поэтому я привожу фотографию павильона со статуей Марка Аврелия на первом плане и фото с официального сайта города Рима.


Леонардо да Винчи. Музыкант.

Портрет постоянно хранится в Миланской галерее «Pinacoteca Ambrosiana». Уникальность картины заключается в том, что это единственный мужской портрет кисти Леонардо. Художник написал его в первые годы своей жизни в Ломбардии в восьмидесятых годах XV века, т.е. в ранние годы своей творческой зрелости. Здесь Леонардо начинает постепенно отходить от канонов официального портрета. Он изображает музыканта в три четверти оборота, а не в профиль, как это было принято в то время. Хотя фигура музыканта неподвижна, на его лице отображено «движение мысли», которое передается взглядом, устремленным за пределы картины. Кажется, что он только отвел глаза от нотной партитуры, которую держит в руке, и музыка еще звучит в его голове.
Искусствоведы до сих пор не могут точно установить личность человека, изображенного на портрете. Они определили «круг подозреваемых», который включает выдающихся музыкантов и вокалистов, которые находились в ту пору в Милане и, в частности, имели отношение к Миланскому кафедральному собору. Наиболее правдоподобными кандидатурами являются Franchino Gaffurio, хормейстер Миланского собора, Josquin des Prez, реформатор музыки XV века, и Atalante Migliorotti. Последний считается наиболее вероятной моделью. Он был другом Леонардо и приехал вместе с ним из Флоренции в Милан. Кроме того, художник упоминает его портрет в собственноручном списке работ, который содержится в Codice Atlantico. Существовали также сомнения в том, что портрет является законченным произведением Леонардо да Винчи. В XIX-XX веках высказывались гипотезы о том, что работа осталась незаконченной и позже была завершена одним из учеников художника. Однако реставрация, проведенная в ХХ веке, полностью развеяла эти сомнения, поскольку показала исключительно высокий уровень художественного мастерства.
На втором этаже Palazzo dei Conservatori находится картинная галерея, где собраны шедевры итальянской живописи. Но, честно признаюсь, что после античных залов и, особенно, созерцания «Музыканта», трудно было воспринимать это пиршество красок. Душа и взгляд отдохнули только на картине Караваджо «Гадалка».

Караваджо «Гадалка»

По подземной галерее мы перешли из Palazzo dei Conservatori в Palazzo Nuovo. Видимо у многих посетителей наступило пресыщение прекрасным потому, что во втором дворце было значительно меньше народу. Выйдя из подземного перехода, мы оказались в открытой галерее, с которой открывалась головокружительная панорама Рима. Прямо под нами находились Императорские форумы. Фигуры людей, которые бродили среди античных руин, казались совсем крошечными. Я еще никогда не видела форумы в таком ракурсе.

Вид на Императорские форумы с Капитолия

Мы с трудом нашли дорогу к музейной экспозиции потому, что не только посетителей, но и служителей не было видно. На втором этаже дворца в отдельном «кабинете» можно было полюбоваться прекрасной статуей Венеры Капитолийской. На этой прекрасной ноте заканчиваю свое повествование.

Венера Капитолийская

Реклама
2 комментария leave one →
  1. всф permalink
    31.01.2011 8:06 пп

    Великие творения. Включая Венеру. Как не стыдно тем нынешним худо-извращенцам, которые ушли от искусства древних на бесконечное расстояние назад. И ещё: сейчас в Египте присходит разграбление мест хранения святынь отморозками, которых поддерживает «оплот демократии» из-за океана. Говорят: увидеть Париж и умереть. Нет нельзя это делать пока не увидишь эти великие творения зодчих, конструкции строителей, ваяния художников.
    Всяк живущий ныне должен прикоснуться к вечности!
    Спасибо Сантататиане!

    • 31.01.2011 8:58 пп

      Спасибо за очень эмоциональный и злободневный комментарий! Рада, что мой пост вызвал у вас такую бурную социокультурную реакцию.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: