Skip to content

«Две империи: орел и дракон» в Палаццо Венеция

19.02.2011

В середине января у меня выдался свободный день в Риме, и я решила сходить на выставку. В то время проходило несколько интересных выставок, и было очень нелегко сделать выбор. Вот краткий перечень наиболее значительных экспозиций: выставка Винсента ван Гога в музейном комплексе Виктора-Эммануила II, «От коллекции эпохи Ренессанса до посольства Франции» в Палаццо Фарнезе,  «Караваджо — Мастерская гения» в Палаццо Венеция, «Музыкант» Леонардо да Винчи в Палаццо Консерватори (Музеи Капитолия). После долгих размышлений я остановила свой выбор на выставке «Две империи: орел и дракон» в Палаццо Венеция. Мне уже посчастливилось увидеть Музыканта эпохи Возрождения в конце прошлого года, а прошлой весной я побывала на большой выставке Караваджо.

Название выставки «Две империи» заинтриговало меня с профессиональной точки зрения. Я работаю профессором мировой экономики, и поэтому меня всегда интересовала роль великих империй в развитии мировой цивилизации.

Императоры Китая и Рима

Мне было интересно узнать, как итальянские и китайские ученые и искусствоведы трактуют сходство и различие двух империй. Меня интриговало еще и то, что я совершенно не представляла себе, что увижу. Нужно отдать должное организаторам, они представили убедительную и научно обоснованную концепцию выставки. Им удалось органично связать между собой артефакты, относящиеся к древнему Риму и Китаю. Были проведены многочисленные параллели между империями, показаны сходства и различия во всех сферах жизни.

«Две империи: орел и дракон» в Палаццо Венеция

Единственный, но существенный недостаток в организации выставки заключался в отсутствии проспектов с кратким описанием экспозиции. Это, очевидно, было сделано для того, чтобы посетители приобретали увесистые каталоги стоимостью в 35 евро или пользовались аудиогидами. Однако я не заметила, чтобы кто-то покупал то или другое. Испытывая значительные неудобства, посетители подолгу читали описания на стендах в полутемных залах. Очень многие не только читали, но и подробно конспектировали. Я не догадалась сфотографировать текст, и мне пришлось буквально по крупицам собирать материал для этого поста. Однако это неудобство с лихвой искупалось тем, что разрешалось фотографировать все без исключения. Естественно, я не преминула воспользоваться этим, хотя доставила беспокойство смотрителям залов, которые ходили за мной буквально по пятам, но не сделали ни единого замечания.

Орел и дракон символизируют Рим и Китай, две империи древнего мира, которые существовали параллельно друг другу, но практически никогда не пересекались.

Выставка охватывает период с 221 года до н.э. (начало правления императорской династии Цин) до 220 года н.э. (падение Восточной династии Хань). Соответственно в 202 году до н.э. после победоносного завершения второй Пунической войны Рим превратился в сильнейшую западную державу, а при императоре Траяне во II веке нашей эры достиг своей максимальной территориальной экспансии и мощи.

Хотя Римская империя просуществовала до конца V века, а Китайская империя – вплоть до ХХ века, именно в период с начала II века до н.э. и до конца II века н.э. две империи находились в зените своего расцвета и могущества.

Две империи на политической карте древнего мира

В первые два века нашей эры почти половина человечества находилась под контролем двух великих империй, которые были примерно сопоставимы по своим размерам и структуре. В период наивысшего расцвета территория каждой империи достигала 4 миллионов квадратных километров, а население составляло 50-60 миллионов человек. И в Риме, и в Китае была сильно развита бюрократия и насчитывалось примерно одинаковое число административно-территориальных единиц. Обе империи обладали огромными армиями и считали себя центром мироздания в самом буквальном смысле, именуясь «Orbis Terrarum» (Вселенная) и «Поднебесная».

Династии Цин-Хань и Римская империя заложили основы политических и социальных структур, которые действуют и по сей день, установили правила игры, оказавшие огромное влияние на ход мировой истории.

Очевидно, что две империи руководствовались различными политическими и религиозными концепциями, в частности, китайский император наделялся божественной властью. Однако перед ними стояли схожие задачи поддержания политической стабильности, охраны государственных границ, обеспечения продовольствием огромных масс населения и умиротворения разнородных этносов, проживавших на громадных территориях.

На выставке было представлено 450 итальянских и китайских шедевров из 50 музеев со всего мира.

Римский зал

Выставку открывала римская экспозиция. Посетители оказывались в полутемном зале с собранием великолепных мраморных статуй, которые призрачно мерцали в лучах искусной подсветки.

Венера стыдливая

Здесь был представлен почти весь пантеон римских богов и мифологических персонажей: Венера стыдливая, Диана, Дионис, Геракл, Орест с Электрой, Омфала, а также восточные божества Изида и Митра.

Диана

Орест и Электра

Настенная роспись I века до н.э. в помпейском стиле

В китайских залах были выставлены подлинные сокровища, которые никогда до этого не демонстрировались на Западе. Все экспонаты были найдены в гробницах императоров и высшей знати той эпохи.

Китайский зал

Скудное освещение и стеклянные витрины предохраняли экспонаты от воздействия света и тепла, и в то же время создавали полную иллюзию нахождения в потустороннем мире.

Древнекитайская колесница

Гробницы в древнем Китае рассматривались как загробные жилища, и поэтому в них помещалось огромное количество искусно сделанных статуэток воинов, наложниц, слуг, животных, а также посуды, бронзовых и лаковых культовых предметов.

Бронзовое денежное деревце

Наиболее драгоценным экспонатом (в прямом смысле слова) было похоронное одеяние императора I века, состоявшее из нескольких тысяч нефритовых пластинок, соединенных золотыми нитями. Огромная фигура императора напоминала пришельца из космических миров. Казалось, что он пришел не из глубины прошедших веков, а из далекого будущего. В те времена считалось, что нефрит предохранял тело от разложения. А для того, чтобы душа могла покинуть тело, достичь небес и стать бессмертной, в голове покойника делалось отверстие.

Китайский император в нефритовом саване

Выставка произвела на меня сильное впечатление. Я получила не только большое эстетическое удовольствие, но и обильную пищу для ума. Возникло желание сопоставить великие империи не только в историческом ракурсе, но и в режиме реального времени. Почти через два тысячелетия китайский дракон распростер крылья над всем миром, приблизившись по уровню экономической мощи к США. Между тем  римский орел все больше оттесняется с мировой экономической авансцены.

Китайское мифическое животное

Реклама
2 комментария leave one →
  1. всф permalink
    20.02.2011 9:15 пп

    Чрезвычайно интересно! Новый поворот в тематике Сантатианы. Ёмко и необычно. Но всякое талантливое произведение побуждает новые темы. Вот, например, развить бы отношения империй Римской и Китайской до триумвирата хотя бы, включая современную империю — США. Не стоило бы забыть империю — Великобританию. И ещё: развить тематику, включить проблемы государственного устройства, развития общества и демократии. Словом тема очень актуальна, интересна, своеобразна и богата. Уверен, что наш автор справится с этой проблемой блестяще. Успехов, Сантатиана!

  2. 21.02.2011 12:39 пп

    Большое спасибо за комментарий, хотя это целая научная рецензия. Эта тема мне очень интересна, собираюсь развить ее в научных публикациях. Рада, что имперская тема вызвала живой интерес у Вас.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: