Skip to content

Святой Петр в веригах

26.02.2011

В конце декабря мы совершили рождественское паломничество по великим базиликам Рима, посетив базилики Святого Петра в Ватикане,  Санта Мария Маджоре и Сан Джовании ин Латерано. В базилике Сан Пьетро ин Винколи я побывала одна, в то время как мой друг находился в воздушном пространстве между Италией и Россией.
Я пришла к базилике пешком после посещения выставки «Две империи: орел и дракон» в Палаццо Венеция. Церковь располагается на Эсквилинском холме, к северу от Колизея. Ближе всего к базилике находится станция метро Cavour, нужно только пересечь улицу Cavour и свернуть в ближайший переулок. Можно также пройти от метро Colosseo, следуя за указателем. Увидев базилику, я была несколько разочарована. Ее розовый фасад с белым портиком выглядел очень скромно по сравнению с величественными фасадами других великих базилик. Второе разочарование было связано с тем, что церковь была закрыта. Около нее прямо на ступенях сидели несколько человек. Я спросила, когда откроется базилика, мне ответили, что почти через час. У меня было большое искушение уйти совсем, но я хотела завершить цикл великих базилик и поэтому, побродив по окрестностям и выпив каппучино, все-таки вернулась. К тому времени вокруг базилики собралось довольно много людей. Почти все они были с путеводителями и картами Рима в руках, а кое-кто даже с чемоданами.

Базилика Сан Пьетро и Винколи

Церковь Сан Пьетро ин Винколи была построена в 442 году на средства императрицы Лицинии Евдоксии, жены римского императора Валентиниана III. Этот храм был предназначен для хранения вериг Святого Петра (vinculi — на латыни). Иногда эту церковь называют Евдоксианской. Скромный белый портик, выполненный архитектором Баччо Понтелли, был добавлен в 1475 году
Когда двери храма, наконец, распахнулись, все уверенно направились в северный трансепт храма, или в правый дальний угол, где находится гигантская мраморная композиция с Моисеем в центре. В течение 10-15 минут толпа, стоявшая перед скульптурой, молча и сосредоточенно щелкала фотоаппаратами. Десятки вспышек одновременно освещали полутемное пространство. Все это больше напоминало фотосессию какой-нибудь знаменитости на ковровой дорожке, нежели посещение храма. Такого я еще никогда не видела. Наконец, убедившись в том, что скульптура никуда не исчезнет и, исчерпав первоначальный запал, люди стали медленно расходиться. Я тоже поддалась всеобщему ажиотажу и сделала несколько снимков в неудобной позе. Перед уходом я снова подошла к скульптуре и спокойно сфотографировала скульптуру в разных ракурсах.

Микеланджело. Моисей

Скульптурная композиция состоит из двух уровней, на которых расположены по три ниши. В центре нижнего уровня находится мощная фигура сидящего Моисея, а слева и справа стоят Лия и Рахиль, символизирующие активную и созерцательную жизнь. В центральной нише верхнего уровня находится статуя Мадонны с младенцем, а по бокам — Сивилла и Пророк. У подножия статуи Мадонны расположена полулежащая фигура Папы Юлия II. Столь необычная скульптурная композиция является ничем иным, как мавзолеем Папы Юлия II. Могущественный Папа поручил великому Микеланджело строительство своего мавзолея еще при жизни и, как оказалось, задолго до своей смерти.
Художник приступил к работе в 1505 году, создав архитектурную «раму» из каррарского мрамора высотой в 11 и шириной 7 метров. Первоначально предполагалось, что в это обрамление будет помещено 47 скульптур. Однако Юлий II вскоре охладел к собственному мавзолею и увлекся другим проектом. Его новым детищем стал собор Святого Петра в Ватикане. Сооружение погребального монумента затянулось на четыре десятилетия. Микеланджело приступил к работе 30 летним подающим большие надежды художником, а закончил умудренным жизнью 70-летним старцем.
За эти годы первоначальный замысел претерпел существенные изменения. С одной стороны, количество статуй сократилось на 40, с другой – увеличились их размеры. Наследники почившего Папы стали предъявлять претензии к Микеланджело, обвиняя его в затягивании сроков и присвоении средств, выделенных на строительство. (Клиент всегда прав!). Чтобы снять с себя нелепые обвинения, художник собственноручно изваял не только фигуру Моисея, но Лии и Рахили, хотя по договору, он должен был сделать только Моисея. Как выяснилось совсем недавно, он также выполнил статую Папы Юлия II. Примечательно, что останки Юлия II исчезли во время варварского разграбления Рима в 1527 году.
Моисей считается одним из самых выдающихся произведений великого скульптора. Фигура пророка не только монументальна (2,35 м), но и очень динамична. Микеланджело запечатлел Моисея в тот момент, когда он только, что сошел со священной горы Синай, где получил скрижали Завета. Хотя Моисей сидит, его поза выражает не покой, а движение. Его мощное тело повернуто к зрителям, а сосредоточенный взгляд устремлен влево. Он прижимает к себе священную книгу предплечьем правой руки, пальцы которой теребят роскошную бороду. Левая рука свободно лежит на коленях, но на ней вздулись мускулы и вены. Правая нога твердо стоит на земле, а левая опирается только кончиками пальцев. Кажется, что Моисей в любой момент поднимется во весь свой колоссальный рост и обрушит грозную речь на сынов Израиля, которые погрязли в поклонении золотому тельцу. Не только восхищенные зрители, но и сам Микеланджело иногда воспринимал свое творение, как живое существо. Ходит легенда о том, что художник разговаривал со своим творением во время работы. Однажды скульптор воскликнул: «Почему ты молчишь?» и в сердцах ударил статую резцом. Говорят, что если хорошо приглядеться, то можно увидеть след от резца на колене гиганта. Хотя статуя Моисея была тщательно отреставрирована в 2003 году.

Моисей анфас

Мне удалось поймать взгляд Моисея и сделать редкую фотографию анфас только после того, как толпа разошлась. Для этого нужно было проскользнуть за ограждение слева от мавзолея.

Абсида базилики Сан Пьетро ин Винколи

Пространство храма разделено на три нефа 20 дорическими колоннами. Как это часто бывает в Риме, колонны были позаимствованы из античных римских зданий. Стены абсиды и полусфера над главным алтарем украшены многоярусными фресками.

Вериги Святого Петра

В реликварии под главным алтарем хранится святыня, ради которой была возведена базилика. Это фрагменты цепей, которыми был скован Святой Петр во время своего заточения в иерусалимской и римской тюрьмах в 42 и 64 годах. Вериги, в которые был закован Святой Петр в Иерусалиме, чудесным образом распались при появлении ангела. Иерусалимские вериги были своего рода семейной реликвией. Основательница базилики императрица Лициния Евдоксия получила их от своей матери. В свою очередь Элия Евдоксия, жена императора Остготской империи Феодосия II, приняла их в дар от Иерусалимского патриарха Ювеналия во время паломничества в Святую Землю. Императрица Элия Евдоксия увезла одну часть вериг в Константинополь, который был столицей Восточной Римской империи, а другую часть подарила своей дочери. В то время в Риме хранились цепи, в которые был закован Святой Петр перед казнью в Мамертинской темнице. При открытии нового храма Папа Лев I взял в одну руку иерусалимские вериги, а в другую – мамертинские. Неожиданно вериги соединились, и их невозможно было разделить. В таком виде они до сих пор хранятся в базилике. По обе стороны хрустального реликвария находятся ниши с фигурами Святого Петра и ангела, который освободил его от цепей.

Чудо освобождения от оков Святого Петра

Ажурный кесонный потолок центрального нефа несколько ниже, чем в боковых. В центре находится фреска, изображающая чудесное освобождение Святого Петра от оков (художник Джованни Баттиста Пароди, 1706 г.). Фреска очень красочная и динамичная. Действие происходит на ступенях античного храма. В центре многофигурной композиции находится Святой Петр, с которого спали оковы. Прямо на крышу храма приземлилось облако с Богом Отцом, с которого свешиваются ангелы, указующие перстами на Петра. Окружающие его люди выражают широкую гамму чувств – от священного ужаса до поклонения. На самых нижних ступенях находятся римские солдаты с опущенными мечами и копьями. Когда смотришь на фреску снизу, то воспринимаешь ее под другим ракурсом. Сейчас, когда я поставила фото вертикально, стал более понятен замысел художника.

Интерьер базилики Сан Пьетро ин Винколи

Отличная фотография интерьера базилики Сан Пьетро ин Винколи, но, к сожалению, не моя!
В левом нефе мое внимание привлек необычный и жутковатый барельеф, изображающий смерть с косой и белыми крыльями. Судя по гербу, который находится на самом верху, это чье-то надгробие, но мне пока еще не удалось выяснить, кому оно принадлежит.

Синьора с косой

Рядом находится оригинальная мозаичная икона Святого Себастьяна VII века. Святой Себастьян обычно изображается в виде полуобнаженного юноши, пронзенного стрелами. Здесь мы видим старца, одетого в парадные одежды. Его убеленную сединами голову окружает нимб. С этой мозаикой связана интересная легенда. Когда в Павии началась эпидемия чумы, появилось поверие, что она остановится, если в церкви Сан Пьетро ин Винколи будет сооружен алтарь, посвященный Святому Себастьяну. Этот алтарь победил черную смерть и, как мне кажется, золота аура Себастьяна нейтрализует устрашающее впечатление, производимое белокрылой Синьорой с косой, как итальянцы именуют смерть.

Святой Себастьян

На этой оптимистической ноте я заканчиваю свой цикл о великих базиликах Рима. Мне удалось описать и запечатлеть только малую толику сокровищ, которые хранятся в них. Я знаю, что буду возвращаться в них снова и снова. Мой опыт показывает, что паломничество по великим базиликам Рима можно совершить за два дня. Один день нужно посвятить Ватикану и собору Святого Петра. Впрочем, те путешественники, которые уже были в Риме, наверняка прошли по этому маршруту. Одного дня вполне достаточно, чтобы полноценно осмотреть остальные три базилики. Если посмотреть на карту Рима, то сразу станет ясно, что базилики Санта Мария Маджоре, Сан Джовании ин Латерано и Сан Пьетро ин Винколи представляют собой вершины неправильного треугольника. Они находятся рядом со станциями метро и в пределах пешеходной доступности друг от друга. В принципе можно начать паломничество с любой из них. Все они открыты с 7 до 18 часов. Два момента, которые нужно обязательно учесть: 1) церковь Сан Пьетро ин Винколи закрывается «на сиесту» с 12.30 до 15.30 и 2) нужно придти до или после мессы, во время которой нельзя ходить и фотографировать. Кстати, в этом треугольнике находятся экономичные и приличные ресторанчики, о которых я писала недавно.

Реклама
6 комментариев leave one →
  1. всф permalink
    26.02.2011 7:50 пп

    Искренне: замечательный комментарий — описание великого храма. Жаль, что я там не был. Надо навёрстывать, воспользовавшись этими профессионально квалифицированными текстами. Спасибо. Надо публиковать такие материалы как путеводитель для туристов. Обычно в путеводителях содержательная часть слабовата, здесь же — очень хорошая!.

  2. 26.02.2011 8:24 пп

    Большое спасибо за комментарий! Очень рада, что Вам понравилось. Вы угадали, я действительно мечтаю написать путеводитель. Не по Риму, о котором много написано, а по Абруццо.

  3. всф permalink
    26.02.2011 8:44 пп

    Ветер Вам в парус в этом благородном деле. Редко доводится читать такие тексты. Вы искусствовед или профессионал в близкой сфере? Хотя ведь страсть к искусству может быть и не профессией, а печатью души. Это от Бога!

  4. 26.02.2011 9:14 пп

    Вы угадали. Я любитель Италии. От слова ЛЮБИТЬ. А когда любишь, то всегда находишь нужные слова.

  5. всф permalink
    02.04.2011 8:30 пп

    Когда любишь, то можно и просто молчать и это будет красноречиво. Здесь молчать нельзя. Даже скульптуры «говорят» душой и руками мастера. И об этом нужно рассказывать другим, приглашать приехать в эти места и храмы.

  6. 03.04.2011 8:24 дп

    Будем считать, что я пригласила Вас посетить эту прекрасную базилику.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: