Skip to content

Сокровищница церкви Святого Петра в Перудже

02.07.2011

«Старая церковь Сан-Пьетро была построена тысячу лет назад на краю горы. Никогда не видел я столь нарядной церкви: каждый дюйм ее покрыт фресками. И, словно этого еще недостаточно, на стены повешены картины в богатых рамах».
Генри В. Мортон. Прогулки по Италии.

В Collegio del Cambio Перуджи, где я любовалась фресками Перуджино, было строго-настрого запрещено фотографировать. Видя мое сильное разочарование, служитель музея посоветовал посетить церковь Святого Петра, которая, по его мнению, была самой красивой в городе. Для итальянцев очень характерно, увидев подлинную заинтересованность и искреннее восхищение местными достопримечательностями, порекомендовать какое-нибудь особое место.

 Ворота Святого Петра в Перудже

Хотя монастырь Святого Петра находится в стороне от исторического центра, туда можно легко дойти пешком. Сказано – сделано. После обеда мы отправились на поиски монастыря. Надо сказать, что сначала мы сделали изрядную петлю, но обратно дошли очень быстро. Мы вышли из города через ворота Святого Петра, а потом шли, никуда не сворачивая по средневековой улице. Признаюсь, внешний вид монастыря Святого Петра вызвал легкое разочарование своей простотой и некоторой обшарпанностью. Но стоит открыть совсем не парадную дверь, как очарованный странник попадает в совершенно иной мир. Генри Мортон был прав: старая церковь перенасыщена шедеврами. По их концентрации она уступает только Национальной галерее Умбрии.

 Портал церкви Св. Петра

Монастырь Святого Петра был построен в 966 году на месте древнего кафедрального собора Перуджи. Церковь имеет классическую структуру базилики. 18 колонн из серого мрамора и гранита разделяют пространство церкви на три нефа. Колонны с ионическими капителями предположительно взяты из ранних римских построек. Две колонны по обе стороны алтаря относятся к эпохе Возрождения. Центральный алтарь выполнен из мрамора и полудрагоценных камней в конце XVI века скульптором В.Мартелли.

 Апсида

Строгая средневековая архитектура церкви сочетается с пышностью декора, выполненного в XVI-XVII веках. Первое, что бросается в глаза в центральном нефе, это деревянный кессонный потолок, созданный Бенедетто ди Джованни Пьерантонио. Строгий геометрический орнамент в сочетании с богатой позолотой и инкрустацией придает ему сходство с восточной парчой. В верхней части нефа расположены 10 картин, изображающих сцены из Ветхого и Нового Завета в исполнении Антонио Вассилаккиса (1592-1594 гг.).

 Боковой придел

 Потолок бокового придела

Хоры и боковые приделы украшены фресками в стиле позднего маньеризма. Для них характерны теплые цвета, филигранные растительные орнаменты и виньетки, а также многократное членение пространства на ромбы и треугольники, в которые вставлены изящные медальоны. Надо сказать, что я не так часто встречала маньеризм во внутреннем убранстве итальянских церквей и, возможно, поэтому он показался мне несколько неожиданным в интерьере столь старинной церкви. Хотя сами фрески понравились мне своим жизнерадостным колоритом, который, впрочем, был бы больше уместен в дворцовых покоях.

 Фреска в боковом приделе

При посещении церкви я испытывала два неудобства. Во-первых, там было очень темно и поэтому не удалось сделать хороших фотографий центрального нефа. Во-вторых, в отличие от картинной галереи, там не было надписей под картинами и фресками. При подготовке поста я потратила полдня на идентификацию своих фотографий при помощи путеводителей, Интернета и набора открыток, которые я купила в церкви. К сожалению, одна фреска так и осталась неопознанной. Она настолько красива, а главное – так хорошо получилась, что я решила поместить ее безымянной. Вернее, без указания авторства потому, что ясно, что на ней изображено Вознесение Девы Марии. Понятно также, что это потолочный плафон и судя по тому, что медальоны перекликаются с декором кессонного потолка, скорее всего, фреска расположена в центральном нефе. Хотя тот факт, что обрамление имеет вогнутую форму раковины, может означать, что плафон находится в какой-нибудь капелле. Видимо, мне придется вернуться в Перуджу и разыскать этот плафон!

 Вознесение Святой Марии

Одних фресок было бы более, чем достаточно для того, чтобы церковь Св. Петра заняла почетное место среди музеев Перуджи. Большие художественные полотна заслуживают отдельного осмотра и описания. Наиболее значительные произведения принадлежат кисти Перуджино, Сассоферато, Вазари, Сан Джорджио, Черрини и Викара.

Альфани. Вознесение Св. Марии с апостолами

Яркая динамичная картина Орацио Альфани (XVI век) «Вознесение Святой Марии с апостолами» вставлена в массивную позолоченную раму. На картине изображен сам момент Вознесения. Мадонна сидит на краю облака, при этом два пухлых ангела с видимым усилием поддерживают ее ноги. Очень выразительны лица и позы апостолов. Одни с недоверием смотрят в опустевшую мраморную гробницу, а у других взоры с удивлением обращены к небесам.

 Сассоферрато. Благовещение

«Благовещение» Сассоферрато дышит покоем и целомудрием. Картина исполнена в соответствии с классическим каноном, предписывающим изображать Деву Марию, сидящей с книгой пророка Исайи в руке, а архангела Гавриила — с белой лилией. Несколько необычно появление в картине Бога Отца, посылающего белого голубя, который виден в открытом окне. По живописной традиции фигуры архангела и Девы Марии изображаются симметрично или зеркально. В этой картине они сопряжены еще и с фигурой Бога Отца. Все три персонажа изображены с десницами, поднятыми в благословляющем жесте, и одеты в богато задрапированные одежды. Одежды Бога-отца и Девы Марии выполнены в красной и синей цветовой гамме, а архангел одет в алое с белым.

 Сассоферрато. Юдифь

Еще одна знаменитая картина Сассоферрато «Юдифь» изображает совсем юную девушку. Одной рукой она высоко подняла за волосы отрубленную голову Олоферна, а в другой держит тяжелый меч. Лицо Юдифи горделиво бесстрастно. За ее спиной виднеется типично умбрийский пейзаж с зелеными холмами и далекими голубыми горами.

 Пьетро Перуджино. Оплакивание Христа.

Картина позднего Перуджино «Оплакивание Христа» (Пьета) интересна довольно необычной композицией. Христос изображен сидящим на краю своей мраморной гробницы. По обе стороны от него находятся коленопреклоненные Дева Мария и Мария Магдалина, которые держат его за руки, сзади Христа бережно поддерживает мужчина, по всей вероятности Иосиф из Аримафеи. Все фигуры повернуты лицом к зрителю и расположены на одной линии, кроме Иосифа. Это придает картине несколько театральный вид. Поражает мастерство, с которым написана фигура мертвого Христа. Его уже обмыли и обрядили в набедренную повязку. Видно, что тело еще мягкое, не окоченевшее, и в то же время понятно, что оно не живое, а бездыханное.

 Мраморный алтарь капеллы Виби

В капелле Виби, созданной Франческо ди Гвидо Сеттиньяно (1473-1506 гг.), можно полюбоваться редкой красоты беломраморным алтарем. На рельефе изображены младенец Иисус, Иоанн Креститель и Святой Иероним с золотыми крыльями работы Мино да Фьезоле (1473 г.).

Еще одно собрание шедевров я обнаружила совершенно случайно. Я хотела купить открытки в церковном киоске, но он был закрыт. Женщина, убиравшаяся в храме, позвала монаха, который заведовал киоском. Это был молодой чернокожий священник. Он жестом показал, чтобы я следовала за ним. Мы прошли через весь храм к боковому помещению, дверь которого он открыл ключом, висевшем на поясе. Когда он включил свет, я просто ахнула. Мы оказались в небольшой комнате, где концентрация произведений искусства была на порядок выше, чем в самой церкви. Это была ризница, или по-итальянски – сакристия. Священник сказал, что обычно сюда не пускают посетителей, поэтому мне нужно быстро сделать фотографии и покинуть помещение. Все же он кратко рассказал о том, что хранится в ризнице.

 Потолок ризницы

Сводчатый потолок ризницы (1451 г.) украшен фресками Сциллы Печеннини, изображающими сцены из Ветхого Завета в обрамлении декоративных мотивов. Фрески выполнены в уже знакомом нам стиле позднего маньеризма, однако, вместо овальных медальонов здесь вставлены небольшие прямоугольные картины.

 Настенная фреска в ризнице с картиной Караваджо «Св. Франческа Римская с ангелом»

Настенные фрески изображают жизнеописания Святых Петра и Павла работы Дж. Данти (1574 г.), принадлежавшего к школе Вазари. В довершение всего, если хорошенько приглядеться, в нижней части фресок можно увидеть настоящие маленькие шедевры. Это совсем крошечные и потемневшие от времени картины Караваджо «Св. Франческа Римская с ангелом» и Пармиджианино «Святое семейство».

 Настенная фреска в ризнице с картиной Пармиджианино «Святое семейство»

 Монастырский дворик

Завершили мы свою насыщенную экскурсию в ренессансном дворике, созданном Франческо ди Гвидо Сеттиньяно (XVI век). По всему периметру квадратного двора расположены арочные галереи. Хорошо видно, что и на втором этаже раньше были открытые галереи. Теперь они заложены кирпичом; остались только серые полуколонны и контуры арок. В центре двора находится колодец с изящным портиком работы Галлеотто ди Паоло Ассизи (1530). Из дворика хорошо видна белокаменная колокольня. Элегантная колокольня была построена на фундаменте древнеримского здания, в 1347 году она была реконструирована в готическом стиле, а в 1463 году Бернардо Росселлино увенчал ее куполом.

 Колокольня

Предыдущие посты 

Умбрийские каникулы

Панорама Перуджи в пространстве и во времени

Великолепный Дворец приоров в Перудже

Город искусств Перуджа

«Добродетели» Перуджино в Collegio del Cambio (Перуджа) 

Кафедральный собор Перуджи – неоконченный шедевр

Фонтан Маджоре в Перудже 

Этрусские монументы в Перудже

Реклама
4 комментария leave one →
  1. Серг permalink
    02.07.2011 6:59 пп

    Белиссимо! Мне больше всего понравились фотографии. Жаль, что их видят так мало людей. Спасибо автору!

  2. Елена Гранковски. permalink
    04.10.2016 8:27 дп

    Мы были в Перудже, но не видели это чудо. Какое упущение!

    • 19.10.2016 8:25 дп

      Не горюйте, Елена! Со мной часто бывает такое, и я всегда говорю себе в утешение, что это отличный повод вернуться еще раз

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: