Skip to content

Драматическая история крепости Rocca Paolina в Перудже

10.07.2011

Этрусские ворота Порта Марция

Я закончила предыдущий пост словами о том, что мы вышли на свет Божий из подземного царства и увидели на стене две мемориальных доски, которые всё прояснили.

Первая памятная надпись «Via Baglioni, Rocca Paolina» является квинтэссенцией невероятной истории этой крепости. Rocca Paolina, вернее то, что от нее осталось, является воплощением фантастического силового противостояния между семейством Бальони и римскими папами, которое продолжалось почти пять веков и закончилось символической, хотя и пирровой победой Бальони. Справедливости ради отмечу, что крутые парни из клана Бальони использовали далеко не парламентские методы в борьбе за власть.

Клан удачливых кондотьеров Бальони разбогател на войнах в XIV-XV веках. В середине XV века Бальони были безраздельными хозяевами Перуджи. Городом управлял так называемый «Совет», состоявший из 10 членов клана Бальони. Каждый член семьи считал своим долгом построить собственный дом с высокой башней, символом своего могущества. Бальони постоянно вели междоусобные войны не только с другими могущественными семьями, но и внутри своего сильно разросшегося клана. 14 июля 1500 года произошло событие, которое вошло в историю Перуджи как «Кровавая свадьба». Во время свадебного пира молодой Грифонетто Бальони убил жениха Асторре Бальони и его невесту. Его самого убил двоюродный брат Джентиле Бальони. Аталанта Бальони, мать Грифонетто в память о сыне заказала художнику Рафаэлю Санти большую алтарную картину «Снятие с креста» (1507 г.) для церкви Св. Франциска. Согласно легенде, Рафаэль изобразил в виде Иисуса Христа самого Грифонетто, который был очень хорош собой. В настоящее время картина находится в Галерее Боргезе в Риме.

Рафаэль. Снятие с креста

У жителей Перуджи были очень сложные отношения с двумя властными институтами Средневековья – папами и императорами. В отдельные периоды истории они объединялись с гвельфами против гибеллинов, но никогда не позволяли своим союзникам злоупотреблять их лояльностью. Они отстаивали свой «третий» путь – городское самоуправление и поэтому постоянно находились между молотом и наковальней. Семейство Бальони стремилось найти свою выгоду, лавируя между тремя партиями. В XIV веке они служили наемниками в папских войсках, получая от понтификов земли и высокие должности. Однако в начале XVI века папа Лев X решил положить конец амбициям Бальони. В 1520 году папа заманил обманным путем тогдашнего главу клана Джанпаоло в Рим, подверг его пыткам и обезглавил. С этого момента началась открытая война между папами и Бальони, которые перешли на сторону императора Священной Римской империи.

Предыстория крепости Rocca Paolina относится к 1534 году, когда кондотьер Ридольфо Бальони захватил Перуджу, убил папского легата и сжег его резиденцию. В 1535 году папские войска взяли реванш, и новый легат Марино Гримани отправил семейство Бальони в ссылку, конфисковав их собственность. Он устроил свою резиденцию во дворце, принадлежавшем Джентиле Бальони, и начал укреплять его.

Перуджцы снова призвали Ридольфо Бальони для защиты города в 1540 году во время городского восстания. Поводом для него послужило введение папой Павлом III налога на соль и поэтому восстание получило название «соляной войны». Я писала в своем посте Кафедральный собор Перуджи – неоконченный шедевр о том, как жители Перуджи положили ключи от города у подножия статуи распятого Христа и молили о заступничестве. Однако силы были неравны. Защитники Перуджи могли выставить только 2000 солдат. Пьер Луиджи Фарнезе, главнокомандующий папского войска и внебрачный сына папы Павла III, оккупировал Перуджу с 12-тысячным войском наемников. Он подавил восстание, разграбил город и положил конец господству Бальони. В некоторых источниках высказывается гипотеза о якобы имевшем место сговоре семьи Бальони с папой. По моему мнению, хотя Бальони и отличались беспринципностью, но им было, что терять в Перудже. Квартал Бальони, который пять веков находился под пятой крепости Rocca Paolina и сейчас поражает воображение своими размерами и добротностью зданий.

После взятия Перуджи Павел III Фарнезе незамедлительно поручил архитектору Антонио да Сангалло Младшему спроектировать огромный дворец, который инкорпорировал бы в себя дворцы семейства Бальони и соединялся укрепленным коридором с новой крепостью Fortezza di San Cataldo. Соляное восстание было подавлено 5 июня 1540 года, а уже 28 июня началась стройка века. Как известно, аппетит приходит во время еды, и очень быстро проект принял еще более амбициозный характер. Вместо дворца решено было построить крепость. Рокка Паолина (крепость Павла) была предназначена не для защиты города от внешних врагов, а для того, чтобы «положить предел дерзости жителей Перуджи», как недвусмысленно гласит надпись «adcoercendamPerusinorumaudaciam», высеченная на стене. Город был также лишен многих торговых и административных привилегий. Мало того, жители вынуждены были финансировать строительство крепости и участвовать в строительных работах.

Возведение крепости стало для Перуджи настоящим стихийным бедствием. В процессе строительства была снесена четвертая часть города, включая одну базилику, семь церквей, среди них церковь Santa Maria dei Servi, два монастыря, больницу, 30 башен, дворцы Бальони и более 200 домов.

Этрусская арка

Архитектору Антонио да Сангалло удалось спасти древние этрусские ворота Porta Marzia (предположительно I- III век до н.э.), которые он заключил в один из бастионов. В процессе строительства Сангалло демонтировал ворота и передвинул их вглубь на 4 метра. Ворота, сложенные из розового травертина, увенчаны полукруглой аркой, украшенной сверху маленькой лоджией с шестью скульптурами. Предполагается, что они изображают Зевса, Диоскуров Кастора и Поллукса и их лошадей. На лоджии все еще видна надписи  COLONIAVIBIA и AUGUSTAPERUSIA.

Символическая месть Папы заключалась в том, что дворцы Бальони были в буквальном смысле заключены в крепость, вернее, замурованы в ее фундамент. Большая часть фрагментов домов, которые мы видели под землей, как раз и представляют собой бывшие дома Бальони.

Вход в башню Бальони

Во второй половине XIV века, Бальони начали строить свои дворцы на южном склоне холма Ландоне, занимавшем стратегическую позицию над долиной реки Тибр. В середине XVI века «квартал Бальони» был плотно застроен зданиями, в первую очередь, жилыми домами и дворцами. В квартале были свои церкви, монастыри с внутренними двориками и площади. Одних только башен насчитывалось 25. В документах того времени упоминается, что квартал включал в себя даже этрусскую городскую стену.

Гигантская крепость Rocca Paolina была построена в рекордно короткий срок (1540-1543 гг.). Она занимала огромную территорию, на которой в настоящее время находятся площадь Италии, Корсо Вануччи, сад Кардуччи и улицы Виа Марциа, Виа Маркони, Виа Масси и Виа Фанти. Если посмотреть по карте, получается добрая часть исторического центра Перуджи!

Когда в 1543 году крепость Rocca Paolina  была окончательно построена, она выглядела как гигантский конгломерат зданий, которые имели разнообразные формы, соответствующие их функциональному назначению. Первый этаж представлял собой собственно крепость, т.е. мощную оборонительную структуру, где располагались казармы, конюшни, армейские склады. Возвышавшийся над крепостью папский дворец отличался элегантностью и богатством декора, в частности, ценными фресками. 120-метровый крытый коридор соединял крепость с так называемыми «клещами», т.е. еще одним оборонительным сооружением, которое выдавалось за пределы города. Крепость была окружена по всему периметру оборонительным рвом, который был засыпан только в середине XIX века. Все эти компоненты Рокки хорошо видны на акварели Джузеппе Росси, которая хранится в Национальном музее Умбрии в Перудже.

Жители Перуджи из поколения в поколение передавали, мягко говоря, нелюбовь к Рокке Паолина, как воплощению зла, причиненного городу папой Павлом III. Каменный монстр доминировал над побежденным городом более трех веков. Начиная с 1797 года, перуджцы неоднократно предпринимали попытки снести ненавистную крепость. В 1848 году пришедшее к власти демократическое правительство Перуджи приняло решение о сносе крепости. Честь нанести первый символический удар киркой была предоставлена Бенедетто Бальони, который являлся главой городской администрации. Для сноса твердыни были использованы взрывные устройства, что привело к непредвиденным последствиям. В результате взрывов были разрушены дома Бальони, которые все еще сохранялись внутри крепости. Однако окончательное решение о сносе крепости было принято на плебисците 5 ноября 1860 года после объединения Италии.

Я уверена, что невероятная история о строительстве и разрушении Rocca Paolina, воинственном клане Бальони и отнюдь нехристианском поведении римских пап является беспроигрышным сюжетом для блокбастера!

Вид на крепость Rocca Paolina со смотровой площадки

В 1931 году начались раскопки развалин крепости, а в 1965 году подземелье было открыто для широкой публики. Сегодня от крепости сохранился только юго-западный контрфорс. В подземелье работает Музейный центр «Rocca Paolina». Там мы увидели макет крепости и выставку современных плакатов.

 Музейный центр «Rocca Paolina»

Предыдущие посты

Умбрийские каникулы

Панорама Перуджи в пространстве и во времени

Великолепный Дворец приоров в Перудже

Город искусств Перуджа

«Добродетели» Перуджино в Collegio del Cambio (Перуджа) 

Кафедральный собор Перуджи – неоконченный шедевр

Фонтан Маджоре в Перудже 

Этрусские монументы в Перудже

Сокровищница церкви Святого Петра в Перудже

Капелла одного шедевра в Перудже

Подземная Перуджа

Реклама
6 комментариев leave one →
  1. Серг permalink
    10.07.2011 5:36 пп

    Все народы имеют свою неповторимую историю. Но всё же как много общего в этой борьбе, в интригах, в войнах и создании великих шедевров. И на Руси было много аналогичного. Этот материал — яркое свидетельство тому. Знают ли сами итальянцы в массе своей эти детали истории? Надо бы или фильмы создавать или, как минимум, книги писать об этом. Так же ярко и заинтересованно как этот материал.

  2. 10.07.2011 6:21 пп

    Спасибо большое за комментарий! Я тоже когда писала этот пост думала о том, как все это похоже не только на историю Руси, но и нашу новейшую историю.

    • Серг permalink
      10.07.2011 7:28 пп

      Совершенно согласен. В мире мало что происходит заново.

  3. 10.07.2011 7:59 пп

    Да, к сожалению, или к счастью.

  4. Кыф permalink
    22.04.2015 8:06 пп

    Спасибо за интересную статью, единственное что хотелось бы добавить, это когда вы пишите про Грифонетто.
    На картине Рафаэлло Снятия с креста, Грифонетто представлен в роли красивого молодого человека который держит ноги Христа а не сам Христос.
    Эта картина в целом представляет собой политическую ситуацию того века.

    • 22.04.2015 8:48 пп

      Спасибо Вам за комментарий и внимательное прочтение поста. Не буду спорить о том, кем изобразил Рафаэль Грифонетто. Сошлюсь на один из источников, которым я пользовалась http://totallyhistory.com/the-deposition/.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: