Skip to content

Базилика святой Пракседы в Риме

07.02.2012

Еще одно памятное место, связанное с апостолом Павлом, эсквилинская Базилика святой Пракседы. Мы набрели на эту церковь совершенно случайно, когда в Рождественский вечер шли из базилики Санта Мария Маджоре в Латеранский собор по улице Мерулана. Мы увидели в переулке боковой вход и решили на минутку заглянуть в храм.

Как только я вошла в базилику, на меня повеяло седой древностью и какой-то благоговейной тишиной. Как это часто бывает в Италии, и особенно в Риме, нас поразил резкий контраст между скромным, почти незаметным входом и богатым интерьером базилики. Базилика была погружена в густой полумрак, сквозь который едва различался позолоченный кессонный потолок, тускло мерцала мозаика над главным алтарем.

Слева от алтаря на невысоком помосте была расположена панорамная рождественская композиция. На первом плане находилась пещера с гипсовыми фигурами младенца Иисуса, Девой Марией и святым Иосифом. Позади пещеры журчал маленький водопад. Пока мы любовались пресепе, церковный рабочий несколько раз заходил вглубь композиции, чтобы поправить шланги с водой. При этом он каждый раз смущенно извинялся, а когда, наконец, все наладил, спросил, нравится ли мне пресепе. Он очень обрадовался, когда я сказала, что никогда не видела такого красивого пресепе. Он обратил мое внимание на хвостатую комету, которая в этот момент проплывала по звездному небу над пресепе. Вся эта красота сопровождалась мелодичной музыкой.

Я тихо бродила по темной базилике, лишь угадывая очертания ее богатого декора. Отчаявшись сделать в темноте фото главного алтаря, я вдруг увидела в правом нефе табличку “Capella Zeno”. Ниже было написано, что если бросить в щель 1 евро, то включится свет на 5 минут. Я заглянула в совершенно темную маленькую капеллу, но ничего интересного не увидела. Из любопытства я бросила монетку. Как по волшебству, из темноты возникли золотые византийские мозаики.

Эта капелла была построена папой Пасхалием, как мавзолей его матери Теодоры. План капеллы имеет форму креста, характерную для языческих и раннехристианских мавзолеев, и также напоминает cubiculum, маленькое помещение в катакомбах. Это единственная капелла в Риме, полностью покрытая мозаиками. За свою исключительную красоту она получила название Hortus Paradisi, райский сад. Известно лишь, что святой Зенон был епископом Вероны и его мощи были перенесены Пасхалием из катакомб.

 Алтарь капеллы Зенона

Алтарная мозаика XIII века изображает Мадонну с младенцем в окружении святых Пракседы и Пуденцианы. Христос держит в руках свиток с надписью EGO SUM LUX, «Я есмь свет».

В куполе капеллы расположена совершенно потрясающая золотая мозаика, в центре которой находится медальон с Христом во Славе. Медальон поддерживают руками четыре ангела в белых одеждах, стоящие в свою очередь, на позолоченных капителях колонн.

 Купол капеллы Зенона

Мозаика на входной стене содержит типично византийский сюжет «Престол уготованный» (символ ожидающегося второго пришествия Христова). По обе стороны богато украшенного трона, увенчанного крестом, стоят апостолы Пётр (с ключами в левой руке) и Павел со свитком в левой руке вместо привычного меча.

 Престол уготованный

На соседней стене изображены апостолы Иаков и Андрей и Иоанн Богослов с Евангелием в руках. В небольшом люнете изображён Христос Вседержитель, благословляющий правой рукой, а в левой руке держащий Евангелие. По сторонам от него представлены двое неизвестных святых. Под этими мозаиками находится арочный вход в небольшое помещение. Внутренняя поверхность арки покрыта сложным растительным орнаментом.

 Мозаика над аркой

Войдя в помещение под аркой, я увидела фрагмент тонкой колонны из черно-белого пятнистого мрамора, который был заключен в стеклянную капсулу. Должна признаться, что надпись «Colonna della Flagellazione» мне ничего не сказала, но на всякий случай я сфотографировала ее. Оказалось, что это часть колонны, к которой Иисус был привязан во время бичевания. Эта реликвия была привезена в 1223 году из Константинополя папским легатом Джованни Колонна, титульным кардиналом базилики святой Пракседы. Наличие здесь столь значительной святыни сразу же придало важное значение базилике; папы совершали в ней литургию в четвёртое воскресение Великого поста.

 Столб бичевания

Из капеллы Зенона я вышла в другую капеллу, где у подножия мраморной гробницы расположился книжный киоск. Приветливый монах в черной рясе объяснил мне, что в гробнице покоится титулярный кардинал базилики Алано Четиви (умер в 1474 году). Надгробие выполнено ломбардским скульптором Андреа Бреньо. Саркофаг, на котором изображён лежащий кардинал, помещён в центре большой арки, из глубины которой Апостолы Пётр и Павел, а также святые Пракседа и Пуденциана смотрят на усопшего. К сожалению, святых дев не видно на фото.

Надгробие кардинала

В основании абсиды около алтаря находится крипта IX века, декорированная братьями Космати в XIII веке. Здесь хранятся саркофаги святых Пракседы и Пуденцианы, в трех других саркофагах наводятся мощи 2 300 мучеников, перенесенные папой Пасхалием из катакомб. Теперь мне понятно, с чем связана совершенно особая атмосфера базилики. К сожалению, крипта была закрыта на рождественские каникулы.
Перед уходом мы с другом поставили свечи. Мне очень понравились старинные железные зажимы для свечей.

Немного истории
Святые Пракседа и Пуденциана — раннехристианские святые, жившие в I-II веках в Риме. Они были дочерями сенатора Пуда, или Пуденция, «друга апостолов» и ученика апостола Павла, который упоминает о нём во «Втором послании к Тимофею». В своем доме Пуд принимал святых апостолов Петра и Павла. Дом его обращен в церковь, названную „Пастырскою“. После смерти отца сестры унаследовали имение на Эсквилинском холме. Здесь вместе с будущим папой Пием I и пресвитером Пастором они построили баптистерий. Сестры укрывали здесь христиан во время гонений и тайно погребали тела мучеников в колодце. Часто Пракседу изображают с губкой и кувшином в руке, так как, по преданию, она собирала даже кровь мучеников.

Первое письменное упоминание о церкви titulus Praxedis, построенной на месте баптистерия, относится к 491 году. Однако археологических подтверждений существования ранней базилики пока не обнаружено. Существующая базилика была построена папой Пасхалием I около 817 года и в общих чертах сохранила свой первоначальный облик. В качестве образца при строительстве был принят первоначальный собор святого Петра.

Базилика имеет планировку, характерную для раннехристианского периода. Ее дизайн, архитектурные приемы и использование античных фрагментов являются типичными для эпохи Карла Великого. Базилика разделена на три нефа 16 гранитными колоннами. Архитрав состоит из античных римских фрагментов. За главным алтарем находится картина Доменико Муратори «Святая Пракседа, собирающая кровь мучеников» (1730-1735 гг.).

Посты о памятных местах апостола Павла
По следам святого Павла в Риме
Прогулка по древней Аппиевой дороге
Базилика номер один в католическом мире

Реклама
2 комментария leave one →
  1. Серг permalink
    07.02.2012 7:14 пп

    Грандиозно. Меня в этих храмах (мозаичных) больше всего поражает игра цвета и оттенков. Влияет сильно. И стилистика текста очень возвышенна, что привлекает.

    • 07.02.2012 7:29 пп

      Большое спасибо! Рада, что понравилось. Еще более грандиозные византийские мозаики в Равенне.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: