Skip to content

Базилика Santa Maria degli Angeli – самая необычная церковь в Риме

18.02.2012

Я много раз видела эту церковь, когда проходила по площади Республики. Мне она казалась очень древней потому, что ее необычный вогнутый фасад как будто бы вырастал из античных руин. Когда мы в последний раз были в Риме, у нас выдалось свободное утро перед отъездом в Абруццо. Мы решили посетить Базилику Santa Maria degli Angeli потому, что она находилась недалеко от нашего отеля. Мы дошли до нее пешком от отеля Milani за несколько минут. Все-таки очень удобно останавливаться около вокзала Термини.

 Термы Диоклетиана

Оригинальный фасад базилики объясняется тем, что она была встроена в развалины терм императора Диоклетиана. Эти термы на самом деле построил император Максимиан, который был соправителем Диоклетиана. В этом тандеме Диоклетиан был лидером, и хотя он не жил в Риме, но поручил своему младшему партнеру построить термы, которые бы увековечили его имя. Надо отдать должное Максимиану, он построил колоссальные термы, которые действительно прославили в веках имя Диоклетиана. Эти термы были самыми грандиозными в Риме, в них одновременно помещалось до 3000 посетителей. Их площадь составляла более 13 гектаров, они занимали территорию между современной площадью Чинквеченто и улицами Виминале, Торино, ХХ Сентября и Волтурно. Проходя по этим улицам, я то и дело встречаю их величественные руины.

 Термы Диоклетиана

Колоссальный банный комплекс был построен в 298-305 годах за рекордно короткие сроки. Термы были построены буквально на костях тысяч рабов и первых христианских мучеников, которые работали не только на стройке, но в мраморных и песчаных карьерах. Полное название базилики Santa Maria degli Angeli e dei Martiri хранит память о безвестных мучениках, погибших при ее строительстве. Их останки захоронены в базилике.

 Площадь Республики, экседра

Нынешняя площадь Республики раньше называлась площадью Экседры потому, что  на этом месте располагалась экседра, т.е. полукруглый двор терм. Белокаменные неоклассические здания с колоннадами точно повторяют очертания экседры, образуя огромный полукруг, который прорезает прямая, как стрела, Виа Национале. В хорошую погоду отсюда можно увидеть площадь Венеции с монументальным комплексом Виктора Эммануила II.

 Площадь Республики, фонтан Наяды

В центре площади находится живописный фонтан Наяды в стиле модерн (1888 г.), который в 1901 году был украшен скульптурной группой «Нимфы и морские чудовища» работы Марио Рутелли. Фигуры смеющихся нимф, играющих с морскими чудищами, настолько выразительны, что некоторое время после открытия вызывали возмущение блюстителей нравов.

 Базилика Santa Maria degli Angeli

Базилика Santa Maria degli Angeli была построена на месте античных руин в 1566 году. Красивая легенда гласит, что в 1541 году сицилийскому монаху Антонио Ло Дука было видение ангелов на руинах терм Диоклетиана. Папа Пий IV (1559-1565) решил построить в этих развалинах церковь. Он поручил разработать проект Микеланджело, который начал работу в 1563 году, но спустя год великий художник умер. Проект завершил Джакопо Ло Дука, племянник Антонио и ученик Микеланджело.

Хотя первоначальный проект Микеланджело подвергся изменениям, да и сама церковь неоднократно перестраивалась, мне кажется, дух великого художника до сих пор живет в этом шедевре. Когда я находилась в церкви, меня не покидало ощущение необыкновенной, почти небесной гармонии. По сравнению с великими базиликами Рима, церковь сравнительно невелика, но каждый сантиметр ее украшен с любовью и тщанием. Мы пришли в базилику ранним солнечным утром, когда она была вся залита лучистым светом.

 Рождественская композиция

Микеланджело гениально вписал церковь в развалины терм, сохранив их основные помещения. Вестибюль соответствует калидариуму (горячим ваннам) терм. В изящном вестибюле, была установлена простая рождественская композиция. На ковре в окружении высоких золоченых канделябров и фикусов в кадках, располагались гипсовые фигуры младенца Христа в колыбели, Мадонны и Иосифа. Старинные скульптуры были очень трогательными и естественными. Мне особенно понравилось нежное лицо юной матери, взирающей с любовью на свое дитя. Эта бесхитростная композиция, приветливо встречавшая посетителей, придавала базилике почти домашний уют.

 Интерьер базилики Santa Maria degli Angeli

Центральная часть базилики имеет, по замыслу Микеланджело, форму греческого креста, что придает ей компактность, в отличие от грандиозных «классических» базилик, в которых главный алтарь расположен чуть ли не в километре от входа. В силу этой особенности трансепт является доминирующей частью базилики. Он расположен на месте бывшего тепидария, теплых ванн. Микеланджело старался максимально сохранить и использовать пространство терм, чтобы продемонстрировать их грандиозность. Длина трансепта составляет более 90 м, а ширина 27 м. Проект Микеланджело предусматривал в каждом конце трансепта большие кубические пространства, в которых теперь размещены капеллы.

 Своды базилики Santa Maria degli Angeli

Высота центрального нефа составляет 29 метров. Восемь необыкновенно массивных колонн поддерживают три крестообразных свода. Эти античные колонны из терм Диоклетиана имеют высоту 14 м, а их средняя окружность составляет 5 м. Еще восемь колонн были добавлены во время реставрации XVIII века, но они являются лишь имитацией античных. Как я узнала из пояснительной таблички, простой крестовый свод намеренно не покрыт декором, чтобы показать величие архитектурного замысла. Мой друг, имеющий инженерное образование, оценил это в полной мере и был восхищен силовыми конструкциями базилики. Пока я ходила вокруг и фотографировала, он сидел в центре трансепта и с интересом рассматривал ребра жесткости свода. Центральный неф украшают восемь живописных полотен, которые первоначально находились в старой базилике Святого Петра в Ватикане и были перенесены сюда в XVIII веке.

 Меридиан в базилике Santa Maria degli Angeli

Еще одну достопримечательность базилики я увидела на полу в левой части трансепта. В начале XVIII века папа Климент XI поручил астроному, математику, археологу, историку и философу Франческо Бьянкини проложить в полу базилики линию меридиана. Этот меридиан, т.е. своего рода солнечные часы, должен был выполнять три задачи. Во-первых, папа хотел проверять по нему точность вновь введенного Грегорианского календаря. Во-вторых, ему нужен был инструмент для точного определения даты наступления Пасхи. В-третьих, тщеславный папа желал, чтобы в Риме был такой же меридиан, как в кафедральном соборе Болоньи. Как было написано на табличке, по этому меридиану еще в конце XIX века сверяли часы города Рима. Выбор пал именно на эту базилику потому, что, будучи частью античных терм, она была ориентирована строго на юг,  и благодаря этому полуденное солнце беспрепятственно попадает внутрь. В полдень, точнее в 12.15 (13.15 по летнему времени), луч солнца направлен строго вдоль линии меридиана.

Открытие меридиана состоялось 6 октября 1702 года. Он представляет собой бронзовую линию, вмонтированную в белую мраморную плиту, которая в свою очередь обрамлена желтым веронским мрамором. Линия проходит точно по меридиану, который пересекает Рим на широте 15 градусов. Длина меридиана составляет 45 метров, и он превосходил все имевшиеся в то время меридианы (конечно, искусственные) потому, что чем длиннее линия, тем точнее астрономические расчеты. Справа от меридиана находятся полихромные инкрустации с изображением летних и осенних знаков зодиака, слева – весенних и зимних. Мы с другом нашли свои знаки зодиака справа. В центре композиции находится герб папы Климента XI, внутри которого можно увидеть знак Солнца.

 Маятник в базилике Santa Maria degli Angeli

Около меридиана был подвешен интересный маятник в виде руки, удерживающей на вытянутом пальце земной шар. У нас сразу возникли ассоциации с маятником Фуко в Исаакиевском соборе. Вернее, возникли у меня потому, что я дважды видела его, когда была в Петербурге, а мой друг, хоть и учился там 5 лет, не видел потому, что собор был закрыт на реставрацию. К нашему разговору тут же присоединились двое соотечественников, которые сказали нам, что маятник из Исаакия убрали.

Базилика приятно удивила нас своей, если так можно выразиться, научной направленностью. Во внутреннем дворике я с удивлением увидела пятиметровую бронзовую статую «Галилео – божественный человек». Это откровенно позабавило меня потому, что гениальный ученый чуть было не окончил свою жизнь на костре инквизиции. В базилике была также открыта выставка, посвященная Галилео. Времена меняются!

 Орган в базилике Santa Maria degli Angeli

Еще одна уникальная достопримечательность базилики – колоссальный орган. Я в жизни не видела ничего подобного. Этот орган был преподнесен в дар папе Иоанну Павлу II  городом Римом по случаю юбилейного 2000 года. Корпус органа из массива вишни имеет высоту 12 метров и длину 11 метров. Как тут не вспомнить слова Мандельштама, «в тот вечер не гудел стрельчатый лес органа». Действительно, настоящий лес из 5400 серебристых труб!

Посещение этой необычной церкви было настоящим праздником души. Уходя из нее, я знала, что буду возвращаться сюда снова и снова. Нужно обязательно придти сюда в ясный полдень, чтобы посмотреть, как луч солнца золотит линию меридиана. Кроме того мне очень хочется услышать, как звучит гигантский орган в маленькой базилике. Базилика открыта для посещения с 7.00 до 18.30, в воскресенье и праздничные дня – до 19.30.

 Национальный римский музей

Рядом с базиликой Santa Maria degli Angeli в бывших термах Диоклетиана находится целый музейный комплекс — филиал Национального римского музея с богатой коллекцией античного искусства и «Восьмигранный зал» с коллекцией римской скульптуры II-IV веков.

Предыдущие посты о базиликах Рима

Воскресная месса в Базилике Санта Мария Маджоре

Исцеляющий младенец Иисус в базилике Санта Мария ин Аракоэли 

Святой Петр в веригах

Базилика номер один в католическом мире

По следам святого Павла в Риме 

Базилика святой Пракседы в Риме 

Реклама
12 комментариев leave one →
  1. 18.02.2012 8:27 пп

    Когда я вижу великие творения прошлого — египетские пирамиды, храмы необычайных размеров и конструкции, в том числе и в первую очередь — Базилику Санта Мария Маджоре, то в мозгах всё перемешивается. Смогли бы люди сегодняшнего дня, будучи приверженцами современных мировоззрений и отрицающими рабство, создать эти грандиозные сооружения? Криминальные мысли, но они позволяют согласиться с исторической неизбежностью негатива и насилия в истории человечества.

  2. 18.02.2012 8:46 пп

    Спасибо за интересные мысли.
    У нас тоже Беломорканал не свободные люди строили. Сегодня есть строительные технологии, но нет гениев.

  3. Любовь permalink
    08.06.2013 3:41 пп

    Сижу сейчас в этой базилике и наслаждаюсь ее красотой

  4. Nina permalink
    26.07.2013 11:29 дп

    Татьяна,спасибо за подробный рассказ. Меня так же как и Вас пронзила атмосфера и виды этого храма. Вернулась в Петербург и стала в интернете искать информацию, нашла,благодаря Вам.

    • 26.07.2013 4:18 пп

      Большое спасибо, Нина! Рада, что Вы нашли в моем блоге нужную инфо. Кстати, будучи в Санта Мария дельи Анджели, вспоминала маятник Фуко в Иссакиевском соборе, которого там теперь, к сожалению, нет.

  5. Anna permalink
    09.11.2015 3:19 пп

    Спасибо огромное за подробный и живой рассказ о базилике. Я нашла этот пост потому, что искала историю меридиана.

    • 10.11.2015 12:55 пп

      Добрый день, Анна!
      Спасибо за добрые слова! Надеюсь, что Вы нашли в моем блоге то, что хотели.
      Удачи!

  6. Роман permalink
    31.03.2016 9:23 пп

    Спасибо за описание, сегодня был мимоходом в базилике, но завтра пойду изучать более внимательно благодаря вашим описаниям,

  7. 23.07.2014 9:12 пп

    Спасибо, Дженни!

Trackbacks

  1. Roma Aeterna | Jenny's Blog

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: