Skip to content

Фрески Джотто в базилике Сан Франческо в Ассизи

06.03.2012

Нижняя церковь базилики, Chiesa Inferiore, построенная в стиле римской крипты, напоминает мне сказочную пещеру, наполненную несметными сокровищами, которые невозможно охватить взглядом. Нужно возвращаться снова и снова, внимательно рассматривать каждую капеллу, подолгу любоваться фресками в абсиде и трансепте. Я была в базилике два раза, и все равно не могу сказать, что видела и запомнила все шедевры.

Из сумрачной нижней церкви мы поднялись в Верхнюю церковь и были потрясены разительным контрастом между ними. Верхняя церковь, Chiesa Superiore, является царством света и гармонии. Мы попали сразу в абсиду и нашим глазам открылся единственный неф церкви, представляющий собой монументальную галерею фресок. Солнечный свет преломлялся в высоких витражных окнах и создавал радостную и праздничную атмосферу.

Интерьер Верхней церкви базилики Сан Франческо в Ассизи 

Когда мы были в базилике в первый раз, я имела только самое общее представление о жизни Сан Франческо, и поэтому мне было трудно вникнуть в скрытый смысл живописного послания. Я просто любовалась фресками Джотто, как художественными произведениями. Ко второму посещению я лучше подготовилась, прочитав несколько книг о Сан Франческо. Мы долго ходили по церкви, и я рассказывала своему другу сюжеты фресок. В книжном киоске базилики я купила книгу Gerhard Ruf “Giotto in Assisi”, которую изучала всю зиму. И только прочитав ее, я поняла всю грандиозность замысла создателей иконографии Сан Франческо. Впору еще раз ехать Ассизи и смотреть новыми «просвещенными» глазами!

Концепция «живописной поэмы о жизни Сан Франческо» исходит из того, что он являлся истинным и совершенным христианином, живым воплощением учения Христа. Францисканцы, по сути дела, считают его новым Иисусом Христом. Папа Григорий IX, который особо почитал Святого и оказывал ему поддержку во всех начинаниях, вскоре после смерти Сан Франческо начал уподоблять его Христу, прослыв чуть ли не еретиком. Францисканские теологи задумывали иконографию базилики как иллюстрированную проповедь, рассказывающую о жизни, учении и деяниях Сан Франческо в то время, когда еще книги были большой редкостью, а большинство мирян были неграмотными.

В соответствии с этой смелой теологической концепцией, иконография базилики получила трехмерную структуру. С одной стороны, проводятся многозначные смысловые параллели между сюжетами Ветхого и Нового Завета, что само по себе не ново. С другой стороны, сцены из жизни Сан Франческо сопоставляются с библейскими сюжетами. Эта концептуальная схема первоначально была заложена в основу иконографии Нижней церкви, но из-за того, что она несколько хаотически прирастала капеллами, чистота замысла была нарушена. В Верхней церкви эта идея реализована в полной мере.

Верхняя церковь имеет форму латинского креста и ориентирована на запад. Вход с окном розеткой ориентирован на восток. Цикл фресок разворачивается с запада на восток. Слева находятся сцены из Ветхого Завета, а справа – из Нового Завета.

Фрески сгруппированы в восьми арочных пролетах, кроме того несколько фресок расположено на восточной стене над входом в церковь. Каждая композиция включает в себя семь фресок. В двух верхних рядах находятся четыре сюжета из Ветхого или Нового Завета, разделенные высоким витражным окном, в нижнем ряду — три фрески из житий Сан Франческо. Каждая сцена сопровождается соответствующим фрагментом из официальной биографии Сан Франческо «Legenda Major», написанной Св. Бонавентурой. Нужно сказать, что средневековый человек, хотя зачастую не умел читать, хорошо знал основные сюжеты Библии, а история Сан Франческо передавалась из уст в уста. Поэтому прихожанину было легко ориентироваться в базилике, чего не скажешь о большинстве современных людей. Лично мне очень не хватает знания Священного писания.

По сути дела, цикл фресок в нефе представляет собой иллюстрированную книгу, рассказывающую Житие Сан Франческо. Однако это не биографическое описание, в котором последовательно развертывается жизнь Святого в хронологическом порядке, начиная от рождения до смерти. Цикл начинается с того, как Франческо снимает с себя старые одежды и надевает на себя одежды нового человека, т.е. рождается во Христе. Первые три фрески показывают мучительные духовные искания Франческо. Вторая композиция является кульминацией нового рождения Франческо.

Фрески Верхней церкви базилики Сан Франческо в Ассизи

Все пространство левой фрески занимает церковь Сан Дамиано, в которой коленопреклоненный Франческо молится перед распятием. Храм находится в весьма плачевном состоянии; его стены разрушены, и половина кровли отсутствует. Именно здесь Франческо впервые услышал голос Бога, который сказал: «Иди и восстанови мою церковь, которая лежит в руинах». Сначала Франческо понял эти слова буквально и своими руками восстановил эту церковь. Позже к нему пришло понимание того, что под церковью нужно понимать христианскую веру в целом. Центральная фреска изображает разрыв с отцом во дворце епископа. Я уже описывала эту фреску в посте «Сан Франческо д’Ассизи – святой покровитель Италии».

На правой фреске мы видим папу Иннокентия III, который спит в полном парадном облачении на роскошной кровати с балдахином. Он видит во сне Сан Франческо, который поддерживает плечом Латеранскую базилику. В то время эта базилика была главной католической церковью потому, что Ватикан еще не был официальным святым престолом. Францисканская легенда гласит, что когда Сан Франческо с 12 братьями пришел в Рим на аудиенцию к папе Иннокентию III с просьбой об утверждении устава ордена, понтифику приснился сон, что этот маленький нищий человек держит на себе рушащийся Латеранский собор, т.е. символ католической церкви.

Фрески на восточной стене Верхней церкви базилики Сан Франческо в Ассизи

Над входом в Верхнюю церковь находятся четыре фрески, которые освещаются круглым окном-розеткой. Они являются кульминацией житий Святого и также здесь происходит логический переход от Ветхого к Новому Завету. Слева от окна находится «Троица», а справа – «Вознесение Христа». Под Троицей расположена фреска «Чудо источника». Незадолго до смерти тяжело больной Сан Франческо в сопровождении двух братьев поднимался в свою обитель на горе Верна, чтобы провести там время в молитве и посте. Он был так слаб, что не мог идти пешком. Один крестьянин дал ему своего осла и проводил до обители. По дороге крестьянин пожаловался, что умирает от жажды. Сан Франческо опустился на колени и вознес молитву Богу, и тотчас из голой скалы стал бить источник с прозрачной водой. Здесь можно провести аналогию с Моисеем, который высекает воду из скалы.

Справа находится фреска«Проповедь птицам», которую я больше всего люблю. Бонавентура пишет, что однажды Сан Франческо шел в Беванью и увидел огромное количество птиц. Он поспешил к ним и ласково приветствовал их, как будто они были наделены разумом. Когда Святой стал проповедовать им слово Божье, они замерли и затихли, повернувшись к нему и внимательно слушая. Сан Франческо обратился к ним с такими словами: «Братья мои птицы, вы должны восхвалять Создателя потому, что он дал вам оперенье, дал вам крылья для полета, даровал вам чистый воздух, и вы можете питаться без трудов и забот». И птицы не улетали, пока Святой не осенил их крестом и не благословил. С проповеди птицам начинается вторая половина житий Сан Франческо во Христе, которые изображены под сценами Нового завета.

Сан Франческо получает стигматы на горе Верна

 Последняя фреска, на которой бы мне хотелось остановиться, — «Святой получает стигматы на горе Верна». Она находится под евангельским сюжетом «Погребение Христа». Сан Франческо изображен на краю пропасти около своей горной обители. Он стоит на коленях, подняв руки в молитве. Его взгляд устремлен вверх на фигуру Христа, который парит в небе в розовой перистой оболочке с шестью крыльями. Хотя распятия в виде большого креста на картине нет, руки Христа широко раскрыты, как будто он распят, и его голову окружает нимб распятия. От пяти ран Христа отходят тонкие лучи к Святому, на теле которого появляются стигматы. Стигматизация является апогеем единения Сан Франческо с Христом. Бонавентура пишет, что за два года перед тем как отдать Богу душу, Святой отправился в уединенную обитель на горе Верна. Во время поста он, как обычно горячо молился Богу, и вдруг почувствовал, что его обволакивает необыкновенная волна благодати. Он увидел, как с неба спускается шестикрылый серафим. Когда он опустился ниже, то Святой увидел среди крыльев распятого Христа, руки и ноги которого были распростерты в форме креста и как будто прибиты гвоздями к кресту, хотя самого креста не было. При виде распятого Христа сердце Сан Франческо наполнилось горячим состраданием, а на теле появились стигматы. Сан Франческо был первым святым , у которого появились стигматы. Так велико было его сопереживание страданиям Христа, что его мечтой было быть распятым.

В одном посте невозможно описать всю иконографию Сан Франческо, поэтому я рассмотрела только те, которые особенно запали в душу. В Википедии дается краткое описание всех фресок.

Фрески Джотто являются великолепной иллюстрацией легенды о Сан Франческо. Этот цикл, выполненный в 1297-1300 годах, является первой масштабной работой тридцатилетнего художника. Впервые в средневековой живописи был создан грандиозный цикл, посвященный не библейским сюжетам, а жизни реального человека, который был почти современником художника. Здесь мы видим переход от абстрактного идеализированного образа библейских персонажей и сюжетов, свойственных средневековой иконографии, к изображению исторических личностей и событий. С одной стороны, Джотто был в большой мере ограничен рамками теологический концепции. И поэтому его фрески выглядят несколько иллюстративно. С другой стороны, даже в этих ограниченных рамках он сумел применить новаторский подход, поместив сцены жизни Сан Франческо в контекст реалистических декораций.

На фресках изображены церкви, дворцы, башни и целые городские улицы с тщательно прорисованными архитектурными деталями. Несколько сцен разворачивается на фоне неброского, но чарующего пейзажа Умбрии. Это гора Верна и холмы с редкой растительностью, одиноко стоящие деревья с пышной кроной. Очень разнообразны костюмы персонажей (папы и духовенства, дворян, простых людей).

В заключение привожу оценку фресок Джотто, сделанную Вазари, который, как известно, был весьма скуп на похвалы. «…В работе этой мы видим большое разнообразие не только в телодвижениях и положениях каждой фигуры, но и в композиции всех историй, не говоря уже о прекраснейшем зрелище, являемом разнообразием одежд того времени и целым рядом наблюдений и воспроизведений природы. Достаточно того, что все эти произведения в целом принесли Джотто славу величайшую за прекрасные фигуры и за стройность, пропорциональность, живость и легкость, чем он обладал от природы, и что сильно приумножил при помощи науки и сумел ясно во всем показать. А так как помимо того, чем Джотто обладал от природы, он был и весьма прилежным и постоянно задумывал и почерпал в природе что-либо новое, он и заслужил то, чтобы быть названным учеником природы, а не других учителей».

Верхняя церковь базилики Сан Франческо в Ассизи

Переполненные впечатлениями мы вышли из базилики и оказались на залитой солнцем верхней площади. Она была заполнена людьми, которым, как и нам, явно не хотелось покидать это чудесное место. Я залюбовалась ажурным окном-розеткой на фасаде церкви.

Розетка базилики Сан Франческо в Ассизи

На ухоженном ярко-зеленом газоне выделялся большой францисканский крест и слово Pax. От Сан Франческо мы направились к Санта Кларе.

Верхняя площадь базилики Сан Франческо в Ассизи

Все посты об ассизских святых и святынях
Сан Франческо д’Ассизи – святой покровитель Италии
Базилика Santa Maria degli Angeli в Ассизи
Порциюнкола – начало всех начал
Незабывамое: Базилика Сан Франческо в Ассизи
Фрески Джотто в базилике Сан Франческо в Ассизи
Санта Клара или бегство в бессмертие
Базилика Санта Клары в Ассизи
Рождественская сказка, рассказанная Сан Франческо
4 комментария leave one →
  1. 06.03.2012 6:27 пп

    Уверен, что очевидная симпатия автора к Сан Франческо вполне объяснима. За этой симпатией — его подвижническая жизнь и, что не менее важно, сохранившаяся храмовая живопись в Ассизи. Я всегда поражаюсь, что так много лет назад делали такие даже не великолепные, а именно великие художественные произведения. Этим, видимо, объясняется также и глубокое профессиональное погружение автора в историю и культуру тех лет. Но важно понимание и современности. Это может объяснить феномен вечности памятников культуры. Спасибо итальянцам, сохранившим храмы в Ассизи и автору за внимание к этим памятникам.

    • 06.03.2012 6:33 пп

      Большое спасибо за Ваше неравнодушие к итальянским святыням. Они мне, как и Вам, очень дороги.

  2. Глеб Демидов permalink
    24.12.2012 9:26 пп

    Спасибо.
    На последнем фото на лугу декоративным кустарником высажено латинское PAX (то есть МИР по-русски, если кто не знает),
    когда мы были там в 2003-ем с приятелем, пошутили, что в этом ракурсе вполне читается FAX, и стрелка наверх, то есть факс прямо ЕМУ,
    в контексте места, шутка нам показалась совершенно целомудренной,
    даже по меркам Италии как-то особенно приподнято себя ТАМ ощущаешь,
    да и вообще в Умбрии.

  3. 25.12.2012 8:47 дп

    Спасибо, Глеб!
    Конечно, Ваша шутка вполне уместна, если учесть, что Сан Франческо сам очень любил шутить и смеяться. Его бы очень порадовала связь между его временем и нашим, которую Вы ощутили. Вы правы, Ассизи и Умбрия — совершенно особое место. Как писал, Генри Морто, это земля воинов и святых.
    С Рождеством Вас!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: