Skip to content

Базилика Санта Клары в Ассизи

22.03.2012

Ворота в Ассизи

Из базилики Сан Франческо мы направились пешком в базилику Санта Клары. Мы вошли в Ассизи через ворота потому, что церковь Сан Франческо находится за древними городскими стенами, и пошли по Via San Francesco. Можно было не спрашивать дорогу и не заглядывать в карту, а просто влиться с многоязыкую толпу туристов, которые курсируют между двумя базиликами. Мы быстро дошли до административного центра Ассизи Piazza del Comune, где находится античный храм Минервы и дворец Capitano del Popolo. Мы не стали останавливаться на площади потому, что время поджимало, да и организм требовал не только духовной, но и физической пищи. Цены в ресторанах, которых на площади было несколько, откровенно кусались, и мы решили поискать что-нибудь подальше от центра цивилизации. Поднявшись немного повыше, мы увидели симпатичную столовую самообслуживания, где и подкрепились. От центральной площади к базилике Санта Клары ведет широкая улица Corso Mazzini.

Базилика Санта Клары в Ассизи

Базилика стоит на небольшой площади, с которой открывается головокружительный вид на Умбрийскую долину. Бельведер окружен невысоким, но широким парапетом, на котором сидели и лежали утомленные солнцем и обилием впечатлений туристы. В середине площади журчал фонтан с прохладной водой. Мы посидели на парапете, любуясь панорамой Умбрии и наблюдая, как францисканцы общались с туристами.

Базилика Санта Клары очень похожа на Верхнюю церковь Сан Франческо. Она построена в стиле итальянской готики францисканским архитектором Филиппо Кампелло. Санта Клара умерла в 1253 году, через два года она была канонизирована папой Александром IV, а еще через два года началось строительство базилики. 3 октября 1260 года мощи Санта Клары была перенесены из часовни Св.Георгия в новую базилику и захоронены под главным алтарем на большой глубине. Так же как и в случае Сан Франческо, место захоронения было постепенно забыто. И лишь в 1850 году мощи были вновь обретены после долгих поисков. В 1872 году они были с почетом перенесены во вновь построенную крипту.

Фасад базилики облицован узкими полосами розового и белого мрамора, что придает церкви сдержанно нарядный вид. Ажурное окно-розетка очень напоминает розетку верхней церкви Сан Франческо. Готический портал украшен симметричными фигурами львов. Необычность базилике придает некоторая ее асимметричность. Справа находится закрытое крыло с отдельным входом, а слева здание поддерживают три мощных контрфорса, которые были достроены в XIV веке для поддержки стены базилики.

Войдя в базилику после яркого полуденного солнца, мы какое-то время не могли ничего различить. Когда же я пригляделась, то испытала едва уловимое чувство разочарования. После несметных художественных сокровищ базилики Сан Франческо, и, особенно, лучезарной верхней церкви, базилика выглядела, мягко говоря, аскетично и сумрачно. Простые крестовые своды и полуголые стены с остатками фресок в единственном нефе. Только далеко впереди — в абсиде мерцали три стрельчатых витражных окна. Фотографировать было нельзя, да и вряд ли что-нибудь получилось в такой темноте. По крайней мере, в помещении было прохладно и можно было отдохнуть, сидя на скамье, что мы с удовольствием и сделали.

Капелла Распятия в базилике Санта Клары

Немного осмотревшись, я увидела, что справа от входа находится большая капелла. Теперь мне стала понятна причина внешней асимметрии базилики. Каково же было мое удивление, когда я прочитала, что это не что иное, как бывшая церковь святого Георгия. Здесь Франческо читал свои первые проповеди, которые слушала юная Клара. Здесь были временно захоронены мощи обоих святых до переноса в базилики. Капелла св. Георгия состоит из двух капелл – Crocefisso и Sacramento.Капелла Crocefisso посвящена тому самому распятию, перед которым молился Франческо в церкви Сан Дамиано и услышал голос Христа, который призывал восстановить церковь.

Алтарь капеллы украшен фресками на библейские сюжеты неизвестных художников, но самое главное – над алтарем находится подлинное распятие Сан Дамиано! На самом деле это икона XII века в форме распятия. Она выполнена в византийском стиле, который был распространен в то время в Умбрии. Изображение распятого Христа очень отличается от традиционных икон, которые представляли Христа во Славе (до XII в.) или Христа, страдающего (XIV в.). Вокруг Христа находится значительно более мелкие фигуры Девы Марии и св. Иоанна, а также Марии Магдалены и Марии, матери Иакова. Над головой Христа изображено его Вознесение на небо, на которое взирают десять ангелов, вернее, только их головы. Увидев это распятие, я будто бы сразу приблизилась к тому времени, когда совсем молодой Франческо услышал призыв Бога. Легенда обрела осязаемую реальность. Этот распятие клариссы перенесли из старой церкви Сан Дамиано, когда переселились в новую обитель около базилики Санта Клары.

Базилика имеет в плане латинский крест. В левом трансепте находятся фрески XIII-XIV веков со сценами Ветхого Завета. В правом трансепте расположены фрески на сюжеты Нового Завета. Однако главным центром притяжения является большая икона с Житиями Санта Клары. Она написана так называемым Мастером Санта Клары на деревянной доске и удивительно напоминает старинные православные иконы. Есть гипотеза, что ее написал Чимабуэ. Санта Клара изображена в своей неизменной серой рясе и коричневом плаще. Голова ее покрыта простым черным покрывалом, которое грациозно обрамляет лицо, окруженное золотым нимбом. По обе стороны от ее величественной фигуры нарисованы 8 сцен из ее жизни. Подобно Житиям Сан Франческо, ее жизнь описывается не с рождения, а с момента обращения.

Жития Санта Клары

Жития следует читать, начиная с левого нижнего угла.

1. Пальмовое воскресенье и благословление епископа Ассизи.

2. Побег Клары в Порциюнколу, где ее ожидают Франческо и братья.

3. Постриг у алтаря в Порциюнколе.

4. Гнев отца и попытки забрать ее из монастыря.

5. Бегство ее сестры Агнессы.

6. Благословление хлебов.

7. Смерть Санта Клары и предсмертное видение Мадонны.

8. Похороны Санта Клары.

Мы видим, что в отличие от Сан Франческо, жизнь Санта Клары внешне не богата событиями. Пять первых эпизодов произошли менее чем за один месяц. Два последних сюжета посвящены ее смерти. И только одна сцена описывает сотворенное ею чудо. Долгая жизнь в монастыре, наполненная молитвами, трудами и заботами, осталась «за кадром». Более 40 лет были прожиты, как один долгий день, посвященный святой бедности.

Крипта Санта  Клары

Санта Клара похоронена в крипте, в которую ведет лестница, расположенная около алтаря. Я была приятно удивлена, что крипта совсем не выглядит мрачной, как это подобает погребальным сооружениям. Напротив, неоготическая крипта (конец XIX в.) богато украшена и выполнена в светлых тонах. Особенно красивы многоярусный портал с резным кружевным орнаментом и сводчатый потолок с золотыми звездами.

Санта Клара покоится в гробнице, огороженной решеткой. Ее надгробная статуя одета в простую коричневую рясу. Ее голова лежит на деревянном изголовье, поверх простого черного покрывала надет скромный венок из полевых цветов. Я вспомнила, что Клара и при жизни спала, положив под голову деревянное полено. На груди у нее лежит требник и золотая ветка лилии, как символ ее непорочности. А рядом стоит дароносица, как напоминание о том, что она молитвой и Святыми дарами изгнала из Ассизи войска Фридриха II.

Рядом с гробницей находится маленький музей, в котором экспонируются реликвии святых: бедные францисканские одеяния Франческо и Клары и их немногие, очень скромные личные вещи.

Меня поразил контраст между минималистским интерьером базилики и богато украшенной криптой. Невольно вспоминалась роскошная базилика Сан Франческо и его скромная темная гробница. После посещения крипты мое невольное разочарование и некоторая «обида» за Санта Клару развеялись. Я поняла, что ее базилика в полной мере соответствует идеалам евангельской бедности, которые проповедовали и воплотили в своей жизни Сан Франческо и Санта Клара. И еще. Если положить на одну чашу весов невероятное изобилие шедевров, украшающих базилику Сан Франческо, а на другую – такие бесценные реликвии, как распятие Сан Дамиано и святые камни церкви Св. Георгия, пронизанные духом Сан Франческо и Санта Клары, то неизвестно, что перевесит…

Когда мы вышли из базилики, уже наступал вечер, и мы побежали вниз к остановке автобуса, которая находится на площади около базилики Сан Франческо. К счастью, мы успели на последний автобус в Перуджу. Это был один из самых длинных и счастливых дней в моей жизни. Сейчас, когда я заканчиваю цикл об Ассизи, мне самой с трудом верится, что мы с моим другом смогли за один день посетить Порциюнколу, базилики Сан Франческо и Санта Клары! Чтобы описать этот бесконечный день мне потребовался почти год.

Предыдущие посты об ассизских святых и святынях

Сан Франческо д’Ассизи – святой покровитель Италии

Базилика Santa Maria degli Angeli в Ассизи

Порциюнкола – начало всех начал

Незабывамое: Базилика Сан Франческо в Ассизи

Фрески Джотто в базилике Сан Франческо в Ассизи

Санта Клара или бегство в бессмертие

Реклама
2 комментария leave one →
  1. 22.03.2012 8:08 пп

    Жития святых достойны изучения и подражания. Но меня профессионально привлекают и сооружения: очень лаконичные, изящные, красивые. Очень привлекает то, что там везде очень много народа. Невозможно представить, чтобы в таких храмах плясали разнузданные девицы, как это произошло недавно в Москве. И ещё: очень нравятся фотографии. Вполне профессионально.

    • 22.03.2012 8:15 пп

      Спасибо большое! Ваше профессиональное мнение совпадает с моим. Я очень люблю готические храмы за их величественную простоту.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: