Дизайнерские шедевры Данте Ферретти на ЭКСПО 2015

Сегодня последний день работы Всемирной выставки 2015 в Милане. Как я писала в моем предыдущем посте, мы провели незабываемый день на ЭКСПО с Коррадо и его семьей. Собственно Коррадо и подсказал мне идею этого поста, за что я ему очень благодарна. Как только мы вышли на Декумано, главную улицу ЭКСПО, я сразу же обратила внимание на очень живописный фруктовый прилавок. Я просто не могла оторвать от него глаз и фотографировала его с разных ракурсов. Роскошные южные фрукты были так искусно разложены на подносах и в корзинах, что хоть натюрморт пиши. А рядом стояло очаровательное апельсиновое деревце, усыпанное плодами.
Я была так увлечена съемками, что не заметила табличку, прикрепленную к прилавку. Коррадо обратил мое внимание на то, что там было написано. Табличка гласила: «Рынок фруктов. Данте Ферретти». К сожалению, я сразу не догадалась сфотографировать ее, поэтому привожу фото таблички «Рынок мяса».
Данте Ферретти — легенда не только итальянского, но и мирового кинематографа. Ферретти получил три «Оскара» за «Лучшую работу художника-постановщика» в фильмах «Авиатор», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» и «Хранитель времени». Он был восемь раз номинирован на «Оскар». За время своей успешной карьеры Ферретти довелось поработать со многими великими итальянскими и американскими режиссёрами, такими, как Пьер Паоло Пазолини, Федерико Феллини, Терри Гиллиам, Франко Дзеффирелли, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Энтони Мингелла и Тим Бёртон.
Во время прогулки по Декумано, мы имели возможность полюбоваться еще семью красочными инсталляциями Ферретти.
Продуктовые лавки Ферретти гармонично сочетают традиции и современный дизайн. Они очень типичны. Такие прилавки можно встретить на региональных рынках в итальянской глубинке или в маленьких специализированных магазинчиках. В то же время, маэстро превратил их в подлинные сценические шедевры. Все инсталляции объядиняет не только продуктовая тематика, но и материал из которого сделаны прилавки и ограды вокруг них. Для придания большей правдивости и подлинности Ферретти использовал старую (или искусственно состаренную?) неокрашенную древесину, носящую следы времени. Каждая композиция условно состоит из двух частей. Прилавок с живописными горами сельскохозяйственной продукции соседствует с традиционной сельской постройкой или небольшим садом.
Овощная лавка была украшена гирляндами из красных острых перчиков (pepperoncini). Зеленые огурцы и салат, фиолетовые баклажаны, красные помидоры и золотистый лук были аккуратно разложены по квадратным ящичкам, что напоминало палитру художника.
Особое очарование овощной композиции придавало растущее рядом вековое дерево. Я была совершенно уверена, что это старая олива. Однако когда Коррадо присмотрелся к нему, он сказал, что это — giuggiolo. Я не то что никогда не видела его, но даже не слышала такого названия. Не помог и словарь, который перевел его, как «зизифус, унаби, ююба». В процессе перевода с итальянского на русский, а с русского на английский и обратно вдруг всплыл перевод «китайский финик». Час от часу не легче! Получается, что это — гибрид финиковой пальмы с оливой?! Коррадо сказал, что это таинственное giuggiolo действительно похоже на оливу, даже плоды у него такие же. Однако в отличие от оливок они сладкие, как мед. Кто когда-нибудь пытался попробовать сорванную с дерева оливку, наверняка на всю жизнь запомнил ее неприятный, вернее, какой-то технический вкус. Листья этих деревьев тоже отличаются. У оливы они серебристые, а у giuggiolo нежно-зеленые.
Мясная лавка поражала удивительным разнообразием сырого и копченого мяса, колбас, ветчины и т.д. Хотя я не плотоядное существо, свиные окорока (prosciuto) выглядели настолько аппетитно, что у меня невольно потекли слюньки. Я думаю, что вегетарианцы не пришли бы в восторг от муляжа свиной туши, свисавшей в перекладины.
Зато веганам точно бы понравилась лавка с ароматными травами и специями. Мне сразу вспомнился прелестный фильм «Принцесса специй». Специи были разложены по мешочкам в корзинках, а рядом стояли цветущие ароматические травы в горшочках. Итальянская кухня очень богата пряностями и ароматами. Здесь мы могли увидеть все виды специй, которые итальянские повара используют для приготовления своих изысканных блюд.
Наиболее популярной была рыбная лавка с тремя большими серебряными тунцами на фасаде. Много людей сидели вокруг нее и, конечно же, делали сэлфи. Тунец — это любимый деликатес итальянцев. Его мясо очень сытное, и его структура, да и цвет больше напоминают говядину, а не рыбу. Конечно, об этом трудно судить по консервам из тунца. На мой взгляд, рыбная инсталляция была наиболее реалистичной из всех. Я бы не задумываясь присудила ей Оскара!
На прилавке лежали различные сорта рыбы, утопая в ледяных крошках. Рядом стояли старые рыбацкие лодки с сетями и уловом. Я была очень тронута, когда увидела характерный для Абруццо «trabocco», рыбацкую хижину на сваях. Их можно видеть, проезжая по панорамной дороге по побережью Costa dei Trabocchi, которое находится между городами Ортона и Васто. Вечером с дороги видны огоньки, которые зажигаются в домиках на воде, и даже почувствовать дразнящий запах жареной рыбы. Конечно, сейчас никто не ловит там рыбу, а бедные рыбацкие хижины превращены в романтические ресторанчики с изысканным рыбным меню.
Лавка булочника демонстрировала все виды итальянского хлеба и пасты. Поскольку Италия — южная страна, хлеб здесь только белый, и когда я подолгу бываю там, я скучаю по нашему бородинскому хлебу. Рядом с булочной располагалась старая ветряная мельница. Кстати, в Италии много ветряков, которые придают сельской глубинке футуристический вид.
Молочная лавка демонстрировала все сорта знаменитого итальянского сыра, моцареллу, рикотту и молоко в алюминиевых бидонах.
Рядом с прилавком мы увидели конусообразные хижины, сложенные из дикого камня. Так называемые трулло очень характерны для южной итальянской области Апулия. Как и трабокки, бедные пастушьи хижины превратились в роскошные отели.
Винный погребок был украшен пирамидами бутылок и огромными дубовыми бочками. Я видела такие винные погреба этим летом во время мини-тура на Феррари по винным дорогам Абруццо.
У самого выхода мы остановились, чтобы рассмотреть поближе еще один шедевр Данте Ферретти — причудливые скульптуры, которые приветливо встречают и провожают посетителей. Гротескные фигуры высотой в 3,5 метра символизируют традиционные блюда Италии в духе миланского художника Джузеппе Арчимбольдо (1526–1593). Они называются ”Popolo del cibo”, т. е. буквально «Люди еды» и имеют очень вкусные имена — Enolo (Винодел), Fornaro (Булочник), Minestrello (Супчик), Pasticcina (Булочка), Ortolino (Огородник) и Мачедония. В предверии открытия Экспо Люди еды проделали длительное путешествие по всему миру, пропагандируя Всемирную выставку в качестве посланцев Италии.
Предыдущий пост
Посты об итальянской еде (и вине)
Эногастрономический блог Санта Татианы
На такие выставки можно ездить только худым, толстым вход должен быть запрещён. Уж очень вкусно всё смотрится.
Можно и толстым! Это же все артефакты, т.е. несъедобные. А вот как раз насчет того, чтобы вкусно поесть там было проблематично.
Фото сделаны с понятием.
Старалась! Моя метода очень простая. Делать как можно больше фоток, а потом дома в спокойной обстановке выбрать лучшие. Это мое любимое занятие — разбирать фотки и вспоминать о прекрасных событиях.