Перейти к содержимому

Сергий Радонежский и Сан Франческо д’Ассизи: краткое сравнительное жизнеописание

26.08.2020

Моя первая поездка после карантина была, конечно же, в Лавру. В Троице-Сергиевом монастыре было непривычно малолюдно. В Троицком соборе лишь несколько человек и священник молились у мощей святого Сергия. Ничто не нарушало особого покоя, который нисходит на беспокойную душу в святых местах.

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра

Проходя под аркой Святых врат и любуясь фресками о житии Сергия Радонежского я невольно вспомнила о другом святом – Сан Франческо д’Ассизи. Меня всегда поражало сходство между ними. Особенно явственно оно проявляется, когда перед глазами стоят их жития, рассказанные языком живописи. Сергий Радонежский в представлении не нуждается. Сан Франческо тоже хорошо известен в России. Хотя по русской традиции нам более привычно именовать его святой Франциск Ассизский, я буду называть его так, как с любовью зовут его в Италии. Франциск Ассизский звучит строго и аскетично, а Сан Франческо из Ассизи более соответствует светлому доброму и даже веселому образу, который представляется при чтении его жизнеописания. Сам он считал себя самым ничтожным и грешным рабом Божьим, и называл себя менестрелем или даже шутом Бога. А в Ассизи его ласково называли “Il poverello” – бедняжечка.

Минуя биографические подробности, сразу перехожу к сходству между ними. Внешняя канва жизни Сергия Радонежского и Сан Франческо не изобилуют выдающимися событиями. Они родились и жили с разницей в полтора века в эпоху высокого Средневековья. Франческо родился в 1182 году в Ассизи в семье преуспевающего торговца тканями Пьетро Бернардоне.

Варфломей (так звали преподобного Сергия до монашеского пострига) родился 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь Богу. Ключевым моментом в его жизни была встреча с таинственным монахом-старцем, которую изобразил на картине «Видение отроку Варфоломею» Михаил Нестеров. Когда Варфоломею было 15 лет, семья переселилась из древнего Ростова в маленький город Радонеж в Московском княжестве. Его родители и старший брат Стефан приняли постриг в Хотьковском монастыре. Варфоломей постригся в монахи в возрасте 23 лет в день святых мучеников Сергия и Вакха, и поэтому был наречён Сергием. Дорога преподобного Сергия к святости была прямой и не встречала особых преград.

Путь Сан Франческо к Богу был более труден и извилист. До 20 лет Франческо вел типичную жизнь представителя золотой молодежи. Однако душа Франческо все чаще обращалась к Богу. Он искал уединения и большую часть времени проводил в молитвах в маленькой капелле Сан Дамиано, расположенной на холме около Ассизи. Наконец, после долгих молитв и не без жестокой внутренней борьбы он решил всецело посвятить себя Богу. Однажды он молился в Сан Дамиано перед распятием и услышал глас: «Франческо, восстанови Мой разрушенный дом». Восприняв эти слова буквально, он решил своими руками отремонтировать капеллу Сан Дамиано, купив необходимые материалы на деньги, вырученные от продажи коня и даже части имущества отца.

Его планы нарушил разгневанный отец, который насильно увел его домой и запер в темной каморке под лестницей. Затем он подал жалобу на своего сына епископу Ассизи. На аудиенции у епископа отец публично отрекся от сына и лишил его наследства. Услышав эти слова, Франческо спокойно снял с себя богатую одежду, и, оставшись нагим, объявил, что отныне желает всецело принадлежать только Небесному Отцу. Епископ, тронутый смелостью и твердостью веры юноши, снял с себя мантию и прикрыл его наготу.

Покинув отчий дом, Франческо продолжал трудиться над восстановлением капеллы Сан Дамиано, поселившись в крипте. Работа продвигалась медленно потому, что деньги быстро закончились. Приходилось ходить по улицам города и просить милостыню. Когда, наконец, удалось завершить восстановление капеллы, он сразу же принялся за реконструкцию еще одной маленькой церкви. Она была настолько крошечной, что называлась Porziuncola, т.е. частичка. Оба храма, восстановленные Сан Франческо, до сих пор сохранились. Капелла находится на территории францисканского монастыря Сан Дамиано. Порциюнколу можно увидеть в Базилике Santa Maria degli Angeli, которая находится в 4 км от Ассизи. Она такая крошечная и вся украшена фресками, что кажется драгоценной шкатулкой в нефе огромной Базилики.

Сергий Радонежский и Сан Франческо д’Ассизи пришли к Богу разными путями и с несхожим жизненным опытом, однако, в этой точке начинается их сходство на физическом и духовном плане. Что характерно, оба они приняли твердое решение служить Богу, когда им было чуть больше двадцати лет. Служение Богу оба начинали с восстановления и строительства церквей. Сергий и его брат Стефан покинули Хотьковский монастырь и жили в лесной келье в десяти верстах от него. Братья срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 года Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет. Постепенно к Сергию стали приходить другие иноки, прося принять их в сподвижники. Они построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 году зародился Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом. Троицкий собор, в котором хранятся мощи святого, находится на месте маленькой Троицкой церкви, построенной св. Сергием. Благодаря Сергию Троица стала одним из самых значительных годичных праздников на Руси. Всю свою жизнь Сергий посвятил служению Троице.

Франческо тоже жил в лесу в бедной хижине из тростника рядом с Порциюнколой. Постепенно к нему стали присоединяться братья, которые были привлечены его страстными проповедями и аскетическим образом жизни. Они добывали себе пропитание, помогая крестьянам, а в обмен на свой труд просили только самую простую пищу. После работы они беседовали с людьми, проповедовали и пели гимны. Когда число братьев возросло до одиннадцати, Франческо стал ощущать груз ответственности за их судьбы. В 1210 году двенадцать нищенствующих братьев во главе с Франческо отправились пешком из Ассизи в Рим, чтобы испросить у папы римского позволения на проповеди. Выслушав пламенную речь Франческо Иннокентий III утвердил написанные им правила (regola), дал позволение на проповеди и даже попросил у Франческо благословления.

Число его последователей постоянно росло, но он смиренно называл свою братию Орденом миноритов. Новые братья вступали в орден без какого-либо испытательного срока, единственным условием была раздача своего имущества и отказ от собственности. Вскоре к ордену присоединились многие девушки и женщины, образовав женскую общину, которую возглавила юная Клара Шиффи. Сестры поселились около церкви Сан Дамиано и посвятили себя уходу за больными. Теперь в орден входили около сотни братьев и сестер, и руководство орденом отнимало у Франческо много сил, хотя его единственным желанием было жить простой жизнью в уединении, питаясь трудами рук своих.

Число его последователей быстро возросло не только в Италии, но и по всей Европе. Кроме того, Франческо неустанно занимался миссионерской деятельностью, стремясь обратить неверных в христианскую веру. В 1212 и 1214-1215 годах он предпринял миссионерские поездки в Сирию и Марокко. В 1219 году он посетил Египет и проповедовал перед султаном Египта Мелек-эль-Камелем. Сан Франческо неоднократно направлял братьев-миссионеров в Германию, Венгрию, Испанию, Францию, Сирию и Марокко.

Для того, чтобы братья, и в первую очередь, миссионеры не теряли связи с ядром ордена, Франческо установил даты всеобщего сбора: Троицын день (Pentecoste) и день святого Михаила Архангела (29 сентября). Наиболее значительными были собрания францисканцев на Троицу.

Игумен Сергий не стремился к власти и желал уединенной молитвы, жил просто и бедно и подавал монахам пример смирения и трудолюбия: сам мастерил одежду и обувь для братии, строил кельи, пек просфоры. Посетители монастыря часто принимали его за простого монаха. В своем Троицком монастыре Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю. Митрополит Московский Алексий хотел назначить преподобного своим преемником, но Сергий отказался, желая продолжать простую монашескую жизнь. Сергий не организовал монашеского ордена в отличие от Франческо, поскольку в православной Руси эта форма не практиковалась, он также не отправлял миссионеров на экзотический Восток. Он сам, его сподвижники и преемники строили монастыри и обращали в христианство языческие народы вокруг Московского государства. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей были основаны его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Как пишет Василий Ключевский, «»Много было тогда некрещеных людей за Волгой», то есть мало крещенных, говорит старая летопись одного заволжского монастыря о временах до Сергия. Монах-пустынник и пошел туда смелым разведчиком. Огромное большинство новых монастырей с половины XIV до конца XV века возникло среди лесов костромского, ярославского и вологодского Заволжья: этот волжско-двинский водораздел стал северной Фиваидой православного Востока. Старинные памятники истории русской Церкви рассказывают, сколько силы духа проявлено было русским монашеством в этом мирном завоевании финского языческого Заволжья для христианской Церкви и русской народности».

Святой Сергий и Сан Франческо начали свое служение Богу со строительства и реставрации маленьких церквей, а завершили свой подвиг реформированием монашеской жизни, строительством монастырей и, главное, укреплением Церкви. Они добивались этого личным примером, проповедями, установлением строгих правил монастырской жизни.

Сергий Радонежский и Сан Франческо д’Ассизи являются святыми покровителями России и Италии. Их колоссальное духовное и материальное наследие живет и приумножается и по сей день. Одним из свидетельств этому являются нескончаемые потоки паломников и туристов в Троице-Сергиеву Лавру и базилику Сан Франческо в Ассизи.

Сходство между двумя святыми проявляется не только в их великом вкладе в развитие и укрепление христианской веры, но и в больших и малых деталях их жизни. Я уже отмечала особое значение, придаваемое ими Троице. Не только инок Сергий построил церковь во имя Пресвятой Троицы, но и Сан Франческо учредил день всеобщего сбора ордена в Троицын день (Pentecoste).

Обоих святых посещали видения и откровения, которые оказали огромное влияние не только на их собственную жизнь, но и жизнь современников и далеких потомков. Сергию было явление Пресвятой Богородицы. Она ответила на его переживания по поводу судьбы монастыря и его монахов, сказав, что обитель будет процветать, и Она, Богородица, будет об этом заботиться. В честь этого события в Троице-Сергиевом монастыре 6 сентября, на второй день праздника Успения Богородицы, совершается особая служба в честь Пресвятой Богородицы.

Откровением для Сан Франческо явилось видение об индульгенции. Знойной июльской ночью 1216 года Сан Франческо горячо молился под звездами около Порциюнколы. Внезапно над церковью появился яркий поток живого и ослепительного света. Посреди золотого сияния возникли фигуры Христа и Девы Марии, окруженные сонмом ангелов. Они лучезарно улыбались и вопрошали, каково его самое большое желание для вечного спасения души. Франческо, ни минуты не колеблясь, ответил: «Святейший Отче наш, ибо я есть жалкий грешник, прошу тебя, сделай так, чтобы все кающиеся и исповедующиеся, которые придут к этой церкви, получили великодушное и полное прощение с отпущением всех грехов». «Принимаю твою молитву, брат Франческо, при условии, что ты от моего имени попросишь эту индульгенцию у моего наместника на земле».

2 saints 1

Сергий Радонежский с медведем и Сан Франческо с волком

Еще одно трогательное сходство связано с тем, что оба святых умели находить общий язык не только с людьми, но и с братьями нашими меньшими. Согласно Житиям, Сергия не пугало соседство с дикими зверями – мимо его кельи бегали стаи волков, к преподобному повадился ходить медведь, с которым Сергий делил свою скудную трапезу. Дружба с медведем запечатлена на фреске под аркой Святых врат и на картине Нестерова «Юность преподобного Сергия». Сан Франческо известен своей трогательными проповедями сестричкам птицам и другим тварям земным и небесным. Такой эпизод изображен на фреске Джотто «Проповедь птицам» в базилике Сан Франческо в Ассизи. В книге «Цветочки святого Франциска» упоминается его беседа с братом волком.

2 saints

Святые и птицы

И, наконец, мы вплотную подошли еще к одному сходству Сергия Радонежского и Сан Франческо, которое выходит за пределы собственно религии. Любители искусства, даже принадлежащие к другим конфессиям или атеисты, невольно проникаются интересом к их жизни, когда любуются произведениями ими вдохновленными. Жития Сергия Радонежского вдохновили художника Нестерова, который в течение жизни возвращался к этой теме, создав цикл из 15 полотен, которые хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Религиозно-мистические картины Николая Рериха «Святой Сергий», «И мы трудимся», «Сотрудники», «Язык леса» также навеяны образом Сергия Радонежского. Флорентийский художник Джотто ди Бондоне создал своего рода живописную поэму о жизни Сан Франческо в 28 фресках, которыми можно полюбоваться в Верхней церкви базилики Сан Франческо. Ради того, чтобы своими глазами увидеть фрески Джотто стоит приехать в Ассизи. Для меня это было самое мощное эмоциональное и эстетическое впечатление в Италии.

Basilica di San Francesco_panorama

Базилика Сан Сан Франческо в Ассизи

Предыдущие посты о Сан Франческо

Сан Франческо д’Ассизи – святой покровитель Италии

Порциюнкола – начало всех начал

Незабывамое: Базилика Сан Франческо в Ассизи

Фрески Джотто в базилике Сан Франческо в Ассизи

Базилика Santa Maria degli Angeli в Ассизи

 

 

No comments yet

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: