Перейти к содержимому

Город искусств Перуджа

27.03.2011

Словосочетание «города искусств» сразу вызывает привычный ассоциативный ряд: Рим, Флоренция, Венеция. Термин города искусств довольно расплывчат. У меня создалось такое впечатление, что это — удачное изобретение российских туроператоров. Я еще более убедилась в этом, когда пыталась найти английский аналог этому понятию при работе над англоязычной версией своего сайта www.santatiana.ru. Попробую определить критерии отнесения городов к этой категории. Во-первых, сам город должен быть, как любят говорить в Италии, «сценографическим», «музеем под открытым небом». Во-вторых,  обладать богатым культурным наследием и традициями. В-третьих,  располагать картинными и археологическими музеями. Конечно, можно поспорить с выделенными мною критериями, или добавить новые, и я буду только рада этому. Однако будем считать, что в порядке первого приближения эти условия являются необходимыми и достаточными.

Перуджу можно назвать городом искусств потому, что она в полной мере удовлетворяет этим трем критериям. Это настоящая каменная летопись, главы которой писали этруски, римляне, лангобарды, римские папы и, конечно, свободолюбивые жители города. В Перудже жили и творили величайшие художники – Джотто, Перуджино, Фра Анжелико, Лоренцетти, Пинтуриккио, Камбио и многие другие. Здесь имеется несколько археологических и художественных музеев. Национальная галерея Умбрии обладает богатейшей художественной коллекцией. В действующих монастырях и храмах сохранились великолепные фрески и иконы. Кроме того, в городе имеются маленькие музеи «одного шедевра» или «одного зала».

Национальная галерея Умбрии

Знакомство с художественным наследием Перуджи мы начали с Национальной галереи Умбрии, которая находится во Дворце приоров (вход с Корсо Ваннуччи). Несмотря на воскресенье и час сиесты галерея была открыта и, более того, в кассу стояла довольно-таки длинная очередь. Оказалось, что в основном люди пришли на выставку известного американского фотографа Стива МакКарри. Мы были единственными желающими попасть в картинную галерею, и поэтому нас пропустили без очереди. Мы заторопились, и я допустила большую ошибку, купив билеты только в галерею по 6,5 евро. Потом я поняла, что нужно было купить билеты по 10 евро, которые давали право на посещение 12 (!) музеев в течение 48 часов. Я думала, что мы вряд ли осилим такое количество музеев, но ошиблась потому, что в дальнейшем убедилась в том, что некоторые музеи совсем крошечные, но очень интересные.

В просторном и полутемном фойе музея хранятся бронзовые символы Перуджи — гриф и лев, копии которых красуются над восточным порталом Дворца приоров.

Национальная галерея Умбрии располагается на третьем этаже Дворца приоров, в зале, где раньше заседал Генеральный совет Перуджи. На огромной площади в 4000 кв. м собрано 3000 произведений искусства – картины, скульптуры, керамика, ткани. Коллекция включает произведения живописи XIII-XIX века, наибольшую ценность представляют картины XIII-XVII веков.

Основа музейной коллекции была заложена Академией живописи Перуджи в середине XVI века. Академия располагалась в монастыре Monte Morciano Nuovo, где первоначально и хранилась коллекция живописи и рисунков. Однако свое нынешнее богатство музей получил в результате экспроприации государством церковной собственности. Во времена Французской Республики и империи Наполеона происходила масштабная конфискация произведений искусства, которыми владели монастыри и церкви. Все эти произведения были собраны под одной крышей, в монастыре Monte Morciano Nuovo. Вторая волна конфискации последовала после объединения Италии в 1861 году, и ее целью было ослабление власти церкви.

В 1863 году галерея была названа в честь Пьетро Ваннуччи, который более известен под именем Перуджино (перуджинец). Галерея долго не имела постоянного зала для экспозиции и только в 1879 году переехала во Дворец приоров. В 1907 году состоялась большая выставка духовного искусства Умбрии, на которой музейная коллекция была впервые представлена широкой публике. Последнее крупное пополнение коллекции произошло в 1952-1955 годах.

Когда мы в первый раз пришли в галерею, мы не знали всей этой предыстории. Галерея сразу очаровала меня своим тематическим единством. Я очень эмоционально воспринимаю искусство и поэтому довольно быстро устаю в больших музеях. Я больше всего люблю посещать выставки, посвященные одной эпохе, одному художнику или одной теме. В больших галереях с разноплановой коллекцией я не могу находиться больше двух часов.

Когда я вошла в зал Национальной галереи, мне показалось, что я попала на небеса. Все пространство было заполнено невыразимо прекрасными Мадоннами, парящими ангелами с разноцветными как у бабочек крыльями, архангелами с трубами. Казалось, что вся экспозиция состоит из одной бесконечной картины. Иногда глаз выхватывал из общего контекста шедевры Фра Анжелико или Перуджино, как крупные бриллианты в алмазной россыпи. Я до сих пор вспоминаю посещение галереи как прекрасный сон. К сожалению, а может быть к счастью, в галерее нельзя было фотографировать и поэтому ничего не отвлекало от блаженного созерцания. Вдруг я увидела боковым зрением, что мой друг сошел с дистанции и со скучающим видом сидит на широком каменном подоконнике. Подойдя ближе, я поняла, что он медленно закипает. В изумлении я спросила, что случилось. Выяснилось, что его угнетала, как он сказал, односторонняя религиозная направленность экспозиции. Здесь я отчетливо поняла, что существует разница между женским и мужским восприятием искусства. Меня утомляет разноплановость экспозиции, а моего друга – однонаправленность. Я с ужасом подумала о том, что у нас было запланировано посещение нескольких музеев и, главное, базилики Святого Франциска в Ассизи, но, к счастью, синдром монотонности больше не повторился, и мы оба получили огромное духовное наслаждение.

Я собираюсь написать несколько постов, посвященных шедеврам Перуджино и Фра Анжелико, а здесь хочу рассказать о двух совершенно разных Мадоннах с младенцами.

Дуччио ди Бонинсенья. Мадонна с младенцем и шестью ангелами

Одним из наиболее ценных экспонатов галереи является «Мадонна с младенцем и шестью ангелами». Эта икона была написана в XIV веке сиенским художником Дуччио ди Бонинсенья (Duccio di Buoninsegna). Раньше она находилась в ризнице монастыря Святого Доминика. Меня она поразила тем, что больше похожа на русские иконы в византийском стиле, нежели на итальянские средневековые картины. Несколько удлиненные фигуры Мадонны и младенца свидетельствуют о влиянии Джотто на творчество Бонинсенья.

В XV веке икона подверглась довольно неумелой переделке, последствия которой были ликвидированы лишь во время реставрации 1919 года. Реставраторы восстановили подлинные цвета и сняли грубую широкую раму, показав истинные размеры картины (97х93 см) и в довершение всего в верхней части иконы стали видны шесть ангелов. Искусствоведы сделали предположение, что картина является центральной частью некоего полиптиха, боковые части которого утеряны. Именно тогда было установлено авторство Дуччио ди Бонинсенья.

Беноццо Гоццоли. Мадонна с младенцем и святыми

Полной противоположностью строгой камерной красоте «Мадонны с младенцем и шестью ангелами» является парадная картина «Мадонна с младенцем и святыми». Эта икона была написана в 1427 году флорентийским художником Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli).  Епископ Перуджи Гвидалотти заказал эту картину для алтаря в часовне церкви святого Джироламо. Эту церковь посещали иностранные студенты, которые обучались в Перудже в Университете для иностранцев, и поэтому алтарная икона получила название «Sapienza nuova». Раньше в Италии так называли университеты, и до сих пор университеты в Риме носят названия Sapienza1 и Sapienza2. Не случайно апостолы Петр и Павел и Святой Иероним, окружающие Мадонну с младенцем, держат в руках книги.

Предыдущие посты

Умбрийские каникулы

Панорама Перуджи в пространстве и во времени

Великолепный Дворец приоров в Перудже

4 комментария leave one →
  1. всф permalink
    27.03.2011 10:49 дп

    Нельзя быть плохим в среде прекрасного. Видимо поэтому наши предки, и не только в Италии, но и в России ( например, рубленные из дерева храмы, иконы Рублёва) создавали и окружали себя произведениями искусств. Со временем появились уродцы в архитектуре, живописи. Демократия позволила этой тенденции разрастись, к сожалению. Но надо хотя бы хранить то, что создано до нас. И перуджинцы — молодцы!

  2. всф permalink
    01.04.2011 8:30 пп

    Хорошо, что есть люди, создающие прекрасное и рассказывающие нам об этом!

  3. 02.04.2011 8:45 пп

    От имени людей, рассказывающих о прекрасном, благодарю Вас за комментарий.

Оставьте комментарий